Франц Шуберт

225 лет со дня рождения (31 января 1797 – 19 ноября 1828)

«Как много прекрасного ни принесло бы
время, второго Шуберта даст оно не скоро…»
Роберт Шуман

То была яркая, но кратковременная вспышка звезды Первой Величины, почти незамеченной большинством современников. Недолгая и безрадостная жизнь, полная творческого горения, борьбы с лишениями. Он так и не узнал славы и не услышал бо́льшей части своих сочинений. Господь отпустил ему 31 год на этой земле.

Ни одна из десяти симфоний не была исполнена при его жизни. Из более чем шестисот песен было напечатано около двухсот. А из двух десятков фортепианных сонат – только три. Его называют «зарёй музыкального романтизма», «родоначальником лирико-романтического симфонизма», где музыкальным развитием управляет не столкновение идей, как у Бетховена, а ЖИЗНЬ ЧУВСТВ. Их судьбы во многом схожи, а творческие устремления — различны. Бетховен под влиянием идей Просвещения и Французской революции воплотил порыв человечества к Свободе, Равенству, Братству. Шуберт, переживший его всего на год, принадлежал уже другому поколению, которое отвратило свои взоры от гражданских «всечеловеческих» проблем. Родилось искусство разочарований, сомнений… надежд. ЧЕЛОВЕК, с его богатейшим миром чувств, переживаний, ощущений, сомнений, озарений, – целый мир неизведанный, порой таинственный. Не разум должен быть мерилом всего сущего, а эмоция – тончайший инструмент в познании мира. И нет более высокой цели у искусства, чем исследовать этот неповторимый мир.

* Символично, что Бетховен и Шуберт посещали в Вене один кабачок и однажды, по воспоминаниям друзей, были там в одно время. Но… так и не познакомились, не встретились, оставаясь в жизни и музыке на параллельных орбитах.

Он пишет много, с большим увлечением. Он забрасывает всё, что не имело отношения к музыке – учебники, иссушающую ум и сердце зубрёжку, позже – преподавание, что стало причиной ссоры с отцом… Целиком отдаться музыке, жить только ею, только ради неё. Приходится лишь изумляться жизнестойкости творческой натуры. На талант Франца обратил внимание Антонио Сальери и несколько лет проходили их совместные занятия композицией (по другим сведениям, занятия длились один год).

Но… на уроках он выполнял требования учителя и корпел над сочинением арий в блестящей итальянской манере, а дома продолжал писать немецкие песни, к которым его влекло больше всего.

* Кстати, Бетховен тоже брал уроки у А. Сальери.

Вся недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим. Музыкой, как известно, можно жить, но ею не проживёшь. Так решила и мать его любимой…

Пять лет он поочерёдно жил то у одного, то у другого своего товарищей. Небольшого роста, плотный, коренастый, очень близорукий Шуберт обладал огромным обаянием, в лучистых глазах отражались застенчивость, доброта и мягкость характера. Он стал душой кружка одарённых музыкантов, художников, поэтов. Некоторые вечера были полностью посвящены его музыке, их стали называть «Шубертиады». Он не отходил от фортепиано, тут же сочиняя экосезы, лендлеры, вальсы… Многие из них так и остались незаписанными. В этот кружок входил

именитый певец-баритон Иоганн Михаэль Фогль, который стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах.

Он работал систематически, изо дня в день. Музыкальные мысли рождались непрерывно. Композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было, писал на обратной стороне меню, обрывках и клочках. Музыка посещала его и во сне, поэтому даже ночью он не расставался с очками. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни,

несколько инструментальных квартетов и симфоний, четыре оперы, две мессы. Среди них те, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. В 1816 году была написана его знаменитая трагическая Пятая симфония си-бемоль мажор, песни «Розочка», исповедь души — «Маргарита за прялкой», «Скиталец», «Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами со своими характерами и чувствами.

В то время переживала расцвет немецкая поэзия она и стала источником его вдохновения. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии.

Циклы на стихи Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песня» на стихи Генриха Гейне стали продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Он сделал этот «низкий» бытовой жанр выражением возвышенных, романтических чувств, опоэтизировал её, подняв на уровень высоких обобщений, и, вместе с тем, сохранив её первозданную простоту. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате. Это – лирический поток, каждая нота которого овеяна дыханием живого, трепетного, открытого чувства. Лирика Шуберта чиста и непосредственна, то, как улыбка ребёнка, то глубока, как мысль философа.

Произведения последнего десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы… У него не было средств, чтобы издавать рукописи. Из десяти симфоний одна (Девятая) утеряна, одна (Седьмая) сохранилась только в эскизах. Таким образом, в настоящее время известны только восемь. Современники так и не узнали, что́ потеряли в его лице выдающегося симфониста, открывшего новую страницу в истории симфонической музыки, родоначальника лирико-романтического симфонизма, где музыка развивается не столкновением идей, а «жизнью чувства» во всём её многообразии и сложности. И в то же время мир его симфоний, ансамблей не ограничен сугубо субъективными высказываниями. Нет, он широк и включает картины объективной жизни – пейзажи, жанровые сцены, картины празднеств, шествий… Всё, о чём он говорит в музыке – это всегда воспринимается как проникновенный монолог, звучащий от лица автора. Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав.

Некоторые, меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти

композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. С середины XIX века исследователи

начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества.

Музыканты и критики, друзья, родственники композитора приложили немало усилий, чтобы разыскать, воплотить и опубликовать значительное количество его произведений. Популяризация этой замечательной музыки продолжалась в течение столетия. Но и по сей день он остаётся мерилом искренности в искусстве.

Шуберта похоронили рядом с Бетховеном. Впоследствии его прах был перенесён на центральное кладбище Вены. Орбиты композиторов сошлись и вновь разошлись.

На памятнике Франца Шуберта выбита надпись:
«Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более богатые надежды».