В третий раз с концертом в Орёл приезжает пианист Николай Кузнецов

Вот статья о Николае Кузнецове из Википедии (в сокращении):

Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс профессора С. Л. Доренского). 

В 2018 году в Испании Николай Кузнецов стал абсолютным победителем XXIII Международного конкурса им. Рикардо Виньеса , пианист получил I премию и все специальные призы конкурса.

В сентябре 2019 года Николай был удостоен I премии на Международном конкурсе пианистов «Wandering Music Stars» в Тель-Авиве.

В июне 2021 году Николай получил Гран-при на престижном конкурсе пианистов «Monte Carlo Piano Masters» в Монако. Пианисту вручили премию князя Ренье III из рук Его Высочества князя Монако Альбера II

В качестве солиста выступал с российскими государственными симфоническими и камерными оркестрами, такими как Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. СветлановаОркестр Государственного ЭрмитажаГосударственный академический камерный оркестр России, Московский государственный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета , Кубанский симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Харьковской областной филармонии, Академический симфонический оркестр Луганской филармонииУральский государственный академический филармонический оркестр, Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, Vallès Symphony Orchestra , Monte-Carlo Philharmonic Orchestra Иерусалимский симфонический оркестр и др.

Гастролировал с сольными концертами по городам РоссииИспании, Италии, Эстонии, Германии, Франции, Японии, а также в странах Южной Америки.

Участник федеральной программы Московской филармонии при поддержке Министерства культуры РФ «Звезды XXI века».

Впечатляющий «послужной список» в 27 лет!

В этот раз Николай Кузнецов исполнит программу русской музыки.

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

«…Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…», — это слова Модеста Мусоргского, когда в расцвете лет и таланта умирает друг, художник Виктор Гартман. 1873 год.  

В следующем году была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты.

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Интерпретирует их композитор по-своему. Так, эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле.

Фортепианный цикл был создан очень быстро — за три недели. Композитор сообщал: «Гартман кипит — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге… Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается». Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами — образами Гартмана. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. 

Тогда же, летом 1874 года, «Картинки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы это глубоко оригинальное, не имеющее аналогов произведение вошло в репертуар пианистов.

Первый номер — «Прогулка» — основана на широкой мелодии в русском народном характере, с характерным для народных песен переменным метром.

 «Гном». Ему свойственны причудливые, изломанные интонации, резкие скачки, внезапные паузы, напряженные гармонии. Все это ярко рисует фантастический и таинственный образ.

«Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке — 

«Старый замок» — меланхоличная серенада под аккомпанемент лютни. 

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (его подзаголовок — «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло». Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами.  Протяжная тоскливая песня, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

Очередная «Прогулка» в измененном виде подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» — очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу…» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций с общим мелким движением вьющимся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, создавая неповторимый по колориту дуэт.

«Лимож. Рынок. (Большая новость)» — название следующего номера. Первоначально композитор предварял его небольшой программой: «Большая новость: господин Пьюсанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками, частой сменой динамики, завершающееся  фортиссимо — кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается. 

Без перерыва, резким контрастом вступает следующий номер — «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер — как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва — «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». Скорбно звучит измененная тема «Прогулки». Она теперь  напоминает хорал.

«Избушка на курьих ножках» — снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод  наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. И снова стремительный полет.

Без перерыва вступает финал — «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся». Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием фортепиано.

Ф. Лист Утешение №3 Ре-бемоль мажор (это для музыкантов))) Скажу только, что самые прекрасные женские образы и чувства описывались в этой тональности.

Среди шести пьес композитора с таким названием именно эта пользуется наибольшей популярностью. 

Творчество Листа в огромной степени вдохновлялось явлениями искусства — образами Данте, Петрарки, Гете, Микеланджело, а также многими музыкальными произведениями, послужившими предметом фантазий композитора. Неудивительно, что в оригинальных сочинениях Листа видное место занимает тема воспевания самого искусства, красоты. Идеал художника-романтика нередко выступает у Листа как идеал возвышенно-прекрасного.

Одним из выражений прекрасного было для Листа пение bel canto, сочетающее прелесть человеческого голоса, данную природой, с красотой, достигаемой искусством, мастерством. И в инструментальном творчестве Листа, в частности фортепианном, претворение свойств вокальной музыки играет большую роль.

«Утешения» Франца Листа — полные любви, сострадания и благородства поэтические рассуждения о смысле жизни, проходящие на фоне меланхолических религиозных напоминаний о бренности всего сущего. В этих «Утешениях» автор как будто пытается взять на себя невзгоды и страхи слушателя. Это по силам лишь такой возвышенной, искренней и любящей душе, как Франц Лист», — так красиво написано, что я не стала менять ни одного слова.

Ноктюрн — «ночной» — распространившееся с начала XIX века название музыкальных пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.

«Грёзы любви» — здесь даже перевод не требуется. У каждого свои грёзы. 

П. Чайковский «Думка (русская сельская сцена для фортепиано)

Думка — (уменьшительная форма от термина дума) распространённое в 19 в. в некоторых славянских странах название песен, инструментальных пьес сентиментально-элегического характера. Это единственное фортепианное сочинение, написанное Чайковским в 1886 году. Задумав пьесу как «Сцены из русской сельской жизни», автор создал романтическое произведение, проникнутое поэзией русского народного творчества. По характеру мелодики сочинение эти восходит к русской народной песенности, а также к традициям романсовой лирики замечательных русских композиторов. «Думка» завораживает чисто русским по настрою, светло-томительным, словно отдаленным, одноголосным распевом.

С. Рахманинов Этюды — картины ор. 33 №2 До мажор

Само определение «этюды-картины», которое Рахманинов дал пьесам своего нового цикла, указывает на соединение виртуозно пианистических задач с осознанным стремлением к красочному «живописанию в звуках» и конкретной характеристичности образов. 

Этюды-картины не имеют объявленной программы или особых заголовков, характеризующих их содержание, но, по свидетельству близких композитору людей, Рахманинов говорил, что в основу каждого из этюдов им был положен определенный программный замысел. Часть этюдов-картин, возможно, и не допускает конкретного сюжетного истолкования, определение «картины» в применении к ним следует понимать не в прямом изобразительном смысле, а как психологические «картины настроения».

ор. 39 № 5 ми-бемоль минор, № 9 Ре мажор

Этюды-картины ор. 39 стали последними произведениями Рахманинова, созданными в России до отъезда за границу и наступившей в связи с этим продолжительной творческой паузы. Многие из пьес этого цикла принадлежат к самым выдающимся образцам рахманиновского фортепианного творчества.

На характере этого последнего рахманиновского сочинения предреволюционных лет несомненно сказалась сгущавшаяся грозовая атмосфера того времени. В цикле полностью отсутствуют светлый мечтательный лиризм и мягкая элегическая грусть, господствуют суровые сумрачные настроения, мужественная энергия и собранность, приподнятая, тревожная патетика.

До встречи на концерте.

О. Гарбар

P.S. Не могу не сказать о маме музыканта… нет, не правильно – Мама. Только так, с заглавной буквы. Пианистка. Окончила с отличием Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Посвятила себя своим десяти (!!!)  детям. Ирине Николаевне тяжело, но она всегда ездит на гастроли с сыном. Является его самым строгим и чутким слушателем. Николай всегда прислушивается к её замечаниям. Как-то так получилось, что Маму полюбили все сотрудники филармонии и ждут её с тем же радостным чувством, что и Николая. Не знаю, сможет ли эта замечательная женщина приехать в этот раз, но мы бы хотели встретиться. От этих встреч всегда тепло на душе и… вкусно. Вкусно от музыки и от конфет, которыми Ирина Николаевна нас всех одаривает.