Уже совсем скоро, в понедельник, 25 сентября Орловская государственная филармония откроет свой 84-й концертный сезон и, одновременно с этим, XXII-й региональный Фестиваль искусств «Орловская музыкальная осень». Это событие пройдет под знаком юбилея великого русского композитора, дирижера и пианиста – Сергея Васильевича Рахманинова (1843-1943).
В программе филармонического концерта, помимо исполнения фрагментов неоконченного Квартета №1 С. Рахманинова заявлены два крупных, поистине знаменитых сочинения – «Рапсодия на тему Паганини» a-moll соч. 43 и концертное исполнение оперы «Алеко», написанной молодым Рахманиновым на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».
Настоящим украшением открытия сезона станут солисты концерта. Давайте знакомиться!

Федор Орлов – наш земляк, один из наиболее востребованных пианистов молодого поколения. Солист программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны», Фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», проекта «Русская Фортепианная Школа. Мастера и наше будущее», московского «Театра Чтеца», а также многих абонементов Московской государственной филармонии. Лауреат более чем 12 крупных международных фортепианных конкурсов. В 2023 г. Федор стал лауреатом I премии общероссийского конкурса «Молодые дарования России».

Григорьев Андрей

Андрей Григорьев – баритон, солист ГАБТ России, Заслуженный артист России. В опере «Алеко» исполняет партию Алеко. Уроженец Иркутска, выпускник РАМ имени Гнесиных, ученик Наталии Шпиллер. Лауреат многочисленных международных вокальных конкурсов, работал в Екатеринбургском театре оперы и балета, московском театре «Новая опера», с 1996 года – в Большом театре России.

Гильманов Валерий

Валерий Гильманов – бас, солист ГАБТ России, Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В опере «Алеко» исполняет партию Старика. Уроженец Алтайского края, выпускник Новосибирской консерватории. Работал в Новосибирском театре оперы и балета, московском театре «Новая опера», с 2002 года – солист оперной труппы Большого театра России.

Анна Бауман – сопрано, солистка Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра. В опере «Алеко» исполняет партию Земфиры.Уроженка Иркутска, выпускница РАМ имени Гнесиных, класс Владимира Мальченко. В 2007–2010 гг. проходила стажировку в Центре оперного пения Галины Вишневской (класс Галины Вишневской). Лауреат многочисленных международных вокальных конкурсов. В 2017 году была принята в труппу Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, с 2018 года – солистка Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра.

Валерий Макаров – тенор, солист Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра. В опере «Алеко» исполняет партию Молодого цыгана. Уроженец Самары, выпускник МГК имени П.И. Чайковского, класс Романа Муравицкого. Приглашённый солист московских театров «Геликон-Опера» и «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, МХАТ имени Горького, Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», Пермского театра оперы и балета, Астраханского театра оперы и балета, Большого театра Белоруссии.

Ольга Дейнека-Бостон – меццо-сопрано, солистка Камерной сцены имени Б.А. Покровского Большого театра. В опере «Алеко» исполняет партию Старой цыганки. Уроженка Петропавловска-Камчатского, выпускница ГМПИ имени М. Ипполитова-Иванова (класс Анны Соболевой и Всеволода Сокол-Мацюка). Лауреат и Дипломант международных вокальных конкурсов. В 2007 году была принята в труппу Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского. С 2018 года – солистка Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра.

А вот немного об истории создания одноактной оперы «Алеко».

История этой оперы начинается с либретто, которое написал В.И. Немирович-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Сюжеты Пушкина всегда беспроигрышны. Кто бы их ни брал, всегда получался шедевр! Так и опера «Алеко». Благодаря гениальной музыке Рахманинова сюжет и основной посыл поэмы Пушкина «Цыганы» зазвучал особенно сильно и ярко.
В либретто оперы поэма Пушкина сильно сокращена, местами изменена. Действие сразу вводит в драматически напряженную ситуацию. Придерживаясь пушкинской мысли, либреттист подчеркнул основной конфликт – столкновение вольных, далеких от цивилизованного мира цыган с гордым и одиноким Алеко. Бежавший из «неволи душных городов», мечтавший обрести душевный покой в степях под гостеприимным кровом кочевников, он, однако, отмечен проклятьем своего общества. Горе приносит Алеко приютившим его цыганам. Характеристике душевных переживаний Алеко композитор уделил главное внимание.

С.В. Рахманинов, получив либретто в качестве задания к выпускному экзамену, увлекся этим сюжетом. Его вдохновение черпало свои силы в русской оперной традиции. Работа над «Алеко» завершилась менее чем за 25 дней (по некоторым сведениям за 17 дней). Музыка покорила искренностью выражения и мелодической щедростью. П.И. Чайковский окружил оценку «отлично» четырьмя плюсами. (По некоторым сведениям, такую оценку работе дал С.И. Танеев).

Рахманинов безоговорочно удостоился большой золотой медали консерватории. П.И. Чайковский, называя Рахманинова своим «внуком в музыке», был очарован его первой работой. Мэтр обратился к юному коллеге (а Рахманинову было всего 19 лет) с просьбой поставить оперу в один вечер со своей «Иолантой». Работу композитора-дебютанта ждал невероятный успех у публики. Разумеется, впечатление на собравшихся в театре произвел и горячий прием, оказанный опере Чайковским, который аплодировал стоя, «высунувшись из ложи», как описывают это современники.

Любопытный факт из истории:
Легендарной стала постановка к столетию со дня рождения А.С. Пушкина в 1899 году.
Ф.И. Шаляпин, исполняя партию Алеко, загримировался… самим Пушкиным (певец несколько раз высказывался в том смысле, что видит некое сходство между А.С. Пушкиным и Алеко).

Краткое содержание оперы.

На берегу реки раскинул шатры табор цыган. Тихо напевая, они спокойно готовятся к ночлегу. Старый цыган, отец красавицы Земфиры, вспоминает молодость и свою любовь, причинившую ему немало страданий. Совсем недолго его любила Мариула, через год ушла она с другим табором, бросив мужа и маленькую дочь.
Рассказ старика вызывает бурный отклик у Алеко, мужа Земфиры. Он не простил бы измены и поэтому не может понять, почему старик не стал мстить неверной жене и её возлюбленному. Если он найдёт врага даже спящим над бездной моря, он столкнет его в пучину!

Речи Алеко глубоко чужды и неприятны Земфире, ещё недавно любившей его. Теперь этот человек, пришедший к ним в табор из другого мира, враждебен ей, его жестокость непонятна, любовь постыла. Земфира не скрывает вспыхнувшей в ней страсти к молодому цыгану. Качая люльку, она напевает песню о старом, ревнивом, нелюбимом муже. «Я песню про тебя пою», — говорит она Алеко. Наступает ночь, и Земфира уходит на свидание.

Оставшись один, Алеко погружается в горькое, мучительное раздумье. С болью вспоминает он об ушедшем счастье. Мысль об измене Земфиры приводит его в отчаяние. Каватину Алеко называют последней великой арией в истории русской оперы.

Только под утро возвращаются Земфира и молодой цыган. Навстречу влюблённым выходит Алеко. В последний раз молит он Земфиру о любви. Пытаясь смягчить её сердце, он напоминает, что ради любви Земфиры обрёк себя на добровольное изгнание из общества, в котором родился и вырос. Но Земфира непреклонна. Мольбы Алеко сменяются угрозами. Охваченный гневом, он закалывает молодого цыгана. Оплакивая смерть возлюбленного, Земфира проклинает злодейство Алеко. Алеко убивает и Земфиру. На шум сходятся цыгане. Им, ненавидящим казни и убийства, непонятен жестокий поступок Алеко.

«Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов,
Но жить с убийцей не хотим».
Всё действие венчает потрясающей красоты хор цыган.
Цыгане уходят, оставляя Алеко, одинокого, охваченного безысходной тоской.