Дорогие друзья,

сегодня мы вводим в нашем блоге новую рубрику, посвященную памятным датам в истории музыки, выдающимся композиторам и музыкантам, чьи юбилеи помогают нам вспомнить интересные детали их жизненного пути и творчества. Мы не ставим перед собой глобальных просветительских целей, но если после прочтения наших постов вам захочется послушать что-то из музыки чтимого юбиляра, или более детально познакомиться с ним, воспользовавшись мемуарами современников, монографиями музыковедов или художественной литературой — мы будем считать нашу задачу выполненной.

А подбирать материалы и вести эту рубрику будет хорошо известная всем лектор-музыковед Орловской государственной филармонии Ольга ГАРБАР. Пожалуй, начнём!

«Антонио Сальери. Каким он был на самом деле?»

«…он воспитал целую плеяду немецких композиторов, и в большинстве случаев совершенно бесплатно»
Гольденшмидт

«…этот почтенный малый так преисполнен весь музыки и мелодии, что мелодиями он изъясняется, словно только так и может быть понят»
К.Ф. Цельтер (из письма к Гёте)

Если долго смотреть на Солнце, то рядом не видишь другие, более скромного сияния звёзды. Композиторов, которым «повезло» творить в короткую эпоху Моцарта, просто не замечают, их музыку исполняют крайне редко, музыковедов не слишком привлекают исследования их творчества, не говоря уже о составлении каталогов.

Имя Антонио Сальери, которому 18 августа 2020 г. исполнится 270 лет со дня рождения, для большинства людей вспоминается только в связи с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Время идёт, а жестокая легенда жива:

…Один поэт в чеканную оправу
Замкнул твои забытые черты
И блеском гениальной клеветы
Тебя возвёл в немеркнущую славу.
Л. Гроссман

Вот некоторые факты, касающиеся биографии и творчества композитора, которые помогут «оживить» настоящего Сальери и, надеюсь, разрушить мрачный образ, созданный драматургией, беллетристикой и кинематографом XIX, XX и XXI веков.

Многие биографы обращают внимание на то, что Сальери был очень дружелюбным и открытым к общению человеком, имевшим множество друзей. Да и Моцарта, безусловно, он считал гением и всегда по-дружески вел себя с ним. Конечно, определенное соперничество существовало между всеми композиторами уровня Сальери и Моцарта, но оно не выходило за рамки сцены и тем более не могло дойти до убийства. Что касается зависти — козырной карты любителей мифов, — реальному Антонио Сальери наоборот приходится быть объектом зависти со стороны коллег, особенно Моцарта, которому постоянно не везло именно там, где везло Сальери.

Заслуги Сальери перед австрийским обществом всегда поощрялись, удостаивались благодарности множества людей. Музыкальная и общественная деятельность Сальери давала вполне ожидаемый результат, что подтверждают полученные им титулы: член Шведской академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер высшей награды Франции – ордена Почетного легиона, член Королевской Академии изящных искусств. С 1788 года Сальери, написавший к тому времени горы оперной продукции и известный всей Вене, получает пост первого капельмейстера Императорского двора. Оклад и чин, на который претендовали многие местные музыканты, а в их числе, разумеется, и Моцарт, достался инородцу, выскочке и человеку, говорившему на официальном языке Империи не очень бегло, с заметным акцентом! Не слишком удачные попытки отца Моцарта, зальцбургского скрипача Леопольда Моцарта, и его влиятельных венских друзей интриговать против итальянцев, надавливая на мозоль национальной гордости: «понаехали тут, понимаешь…» на суть дела повлияли мало (эта народная забава оказалась и в золотые времена великой неделимой империи ничуть не менее популярна, чем сегодня, увы…). Но, несмотря на все усилия сделать Сальери в глазах публики «засланным из Италии казачком», капельмейстерская (то есть — дирижерская и организаторская) работа синьора Сальери продолжалась в общей сложности более сорока лет, из них ровно тридцать пять — в должности главного музыкального эксперта двора, причем маэстро пересидел трех императоров.

Во всех справочниках и именных словарях музыкантов рубежа XVIII–XIX веков Сальери указан как «гордость и украшение европейского оперного искусства, мастерски владеющий правдивостью музыкального выражения, умением подчеркнуть и выявить страстные акценты оперной риторики». Моцарта там или нет вовсе, или он указан как автор не слишком удачных подражаний итальянским комедиям, таких как Свадьба Фигаро или Дон Джованни. Чему тут завидовать?

Сальери открыто признавал первенство за своим коллегой Моцартом относительно инструментальной музыки, а сам про себя неоднократно говорил, что ему в этом ремесле не хватает практики, поэтому квартеты или сонаты он писать вовсе не берется, а клавирные концерты пишет только для великосветских дам, которые его очень об этом просят. Первым исполнителем знаменитой теперь повсеместно Сороковой соль-минорной симфонии Моцарта (одна из немногих его вещей, которые при жизни автора прозвучали в хорошем исполнении и были благосклонно приняты), был именно Антонио Сальери — дирижер, который смог достойно и качественно познакомить венцев с этой партитурой. Только один раз, но так, что этого надолго хватило для посмертной славы симфонии в будущем. Однако, это недоразумение с оговором, с якобы отравлением загадочным образом выросло до масштабов такого живучего мифа, что фигура снедаемого тяжким пороком Сальери затмила реального Сальери – открытого, отзывчивого и веселого человека. Жизненный и творческий путь Сальери говорит о том, что посмертная слава композитора должна была стать совсем другой.

* В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также специалистов-медиков), суд вынес композитору оправдательный приговор «за отсутствием состава преступления».

Нужны ли еще комментарии по поводу зависти?

Сохранилось такое описание Антонио: «Он был невелик ростом, ни толстый, ни тонкий, смуглый, с ярко-черными глазами и волосами. Одевался он модно, но избегал излишеств, очень любил конфеты и варенье, но при этом не любил вино и пил только воду. Он был щедр со всеми, очень религиозен и весел. Его хобби составляли литература и долгие прогулки в одиночестве».

Сальери оставил большое музыкальное наследие: 35 опер, множество месс, симфоний, кантат, концертов и других произведений. По количеству опер он опередил самого Моцарта, и нельзя сказать, что по качеству без всяких сомнений оперы австрийского вундеркинда выигрывают. Многие произведения Сальери не уступают по качеству лучшим в истории композиторам, поэтому и пользуются до сих пор успехом у публики. При этом Сальери вовсе не «поверял алгеброй гармонию», его работы отличаются новаторскими решениями, некоторые из которых перенял и Моцарт. Сухим математиком в музыке Сальери точно не был. Биографы упоминают, что вдохновение он искал на оживленных улицах, среди живого общения, а вовсе не сидел в кабинете за книгами.

«Сальери… большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость».
П. Бомарше

Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В.А. Моцарта и в жанре оперы. Он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали «Армида» (1771), «Венецианская ярмарка» (1772), «Похищенная бадья» (1772), «Трактирщица» (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал «Семирамиду» (1782). «Школа ревнивых» (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либретто П. Бомарше) превзошел все ожидания.

Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг».

Важное место в творчестве Антонио Сальери, особенно в последние десятилетия, занимала духовная музыка — им написаны 5 месс, из которых наиболее известна Месса ре-мажор (1788), оратории, в том числе «Страшный Суд» (1787/1788); «Иисус в чистилище» (1803). Одно из лучших произведений Антонио Сальери – «Страсти Господа нашего Иисуса Христа», написанные на либретто П. Метастазио в 1776 году.

Сальери справедливо считают основоположником нового для тогдашнего церковного обихода стиля духовной музыки, где вместо нагромождений сложного многоголосия, в котором голоса хора как бы «перебивают» друг друга, звучит простая и певучая тема в ажурной «оплетке» сопровождающих ее оркестровых украшений. Моцарта в конце его жизни просили писать для церквей именно так, как Сальери приучил коллег-композиторов: чтобы нотам было тесно, а голосам просторно. В 1804 году Антонио Сальери написал «Реквием» до-минор, который по его по завещанию был впервые исполнен на его похоронах.

Его можно смело назвать деятельным христианином, о чем свидетельствует множество фактов. Например, он устраивал благотворительные концерты, занимался делами вдов и сирот музыкантов. Сальери оказывал материальную помощь одаренным детям, семьям своих учителей. К тому же Сальери не акцентировал на этом особого внимания, не относился болезненно к своей персоне, считал себя простым человеком со своими слабостями, о которых не стеснялся говорить.

Важное место в творчестве Антонио Сальери занимала преподавательская работа. Он занимался с учениками почти всегда бесплатно и смог вырастить плеяду талантливейших композиторов, среди которых: Ференц Лист (кстати, по примеру своего педагога, тоже зачастую не брал плату за уроки с талантливых учеников), Франц Шуберт, Жак Мейебер, Ян Непомук, Йозеф Вайгль, Игнац Мозель, Людвиг ван Бетховен (уроки Бетховена с Сальери, консультации или его просьбы о помощи продолжались около… двадцати лет. С максимально возможным пиететом он посвятил учителю свои первые три скрипичные сонаты), Йозеф Эйблер, Франц Зюсмайер и многие другие. Сын Моцарта Франц Ксавер также был учеником Антонио Сальери! У Антонио Сальери учились искусству пения многие выдающиеся вокалисты. Очевидцы утверждали, что отношения между Антонио Сальери и его учениками складывались очень тепло и эмоционально.

XX — XXI век стал периодом возрождения интереса к творчеству Сальери. Многие театры вновь ввели его оперы в свой репертуар, а в Леньяго (в родном городе Сальери), открылся «Театр Сальери». Оказалось, что и сегодня музыка Сальери звучит современно и способна заинтересовать слушателя нашего времени. Конечно, легенда никуда не ушла, никакое опровержение, скорее всего, не сможет пересилить миф, настолько уж он оказался стойким, ведь «пушкинский» вопрос о совместимости гения со злодейством актуален и по сей день.

Ольга ГАРБАР