До официального открытия концертного сезона, которое состоится в Концертном зале государственного института культуры 26 сентября с.г., в зале филармонии прошло несколько концертов, которые привлекли множество слушателей (ага!.. истосковались!..) – в зале практически не было свободных мест! Да, действительно – за время пандемии и периода летних отпусков мы соскучились по звучанию живой музыки и эмоциям, которые она вызывает.

14 сентября состоялся  концерт, заявленный ещё осенью прошлого года, но трижды отменённый по разным причинам. Артисты филармонии Наталья Булгакова и Иван Баланов, которых наши слушатели знают и как артистов губернаторского хора «ЛИК», уже не впервые выступают в филармонических концертах, как солисты. Ежедневная кропотливая работа над голосом, непрерывный творческий рост и, главное, огромная любовь к музыке вывели артистов на этот уровень. Наталья Булгакова и Иван Баланов являются Лауреатами международных конкурсов вокалистов.

Программу концерта составили арии и романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Вокальная музыка этих композиторов считается вершиной русской музыкальной лирики и, одновременно – сложнейшей для исполнения не только в техническом плане, но и в чувственном, эмоциональном аспекте.

Красивый, мягкий, бархатный, гибкий, ровный во всех регистрах, проникновенный, чувственный… –  это я пытаюсь найти определение баритону Ивана Баланова)) Каватина Алеко и ария Елецкого из «Пиковой дамы» – муки ревности и признание в любви прозвучали искренне, вызывая искреннее сопереживание вкупе с эстетическим наслаждением музыкой.

Солнечный, светлый, лёгкий и в то же время насыщенный, колокольчатый, женственный, манящий… – это я пытаюсь найти определение сопрано Натальи Булгаковой)) Ариозо Иоланты и ария Марии из «Мазепы» – они, конечно, о любви, и так подходят для голоса и характера певицы!

В практике концертного исполнения опер есть некая отстранённость от образа в контексте сюжета (как я иногда шучу: «Поют с холодным носом»). В этом концерте этого не наблюдалось. При отсутствии общей линии сюжета и всех атрибутах оперного представления, при минимальном актёрском воплощении оба музыканта смогли ВСЁ ВЫРАЗИТЬ ГОЛОСОМ. Непростая задача, требующая и выучки, и опыта, и глубокого проникновения в материал. Артисты сейчас находятся в расцвете своего возраста, таланта. Любовь к сцене, то есть, огромное желание делиться  эмоциями, дарить чувства, зрелость, жизненный опыт делают этих артистов интересными для слушателей.

Во втором отделении концерта были исполнены романсы П. Чайковского и С. Рахманинова, которые часто называют «лирическими дневниками» и «душевной исповедью» композиторов. Жанр с поистине безграничными возможностями. Две — три минуты звучания порой заключают в себе всю жизнь, бурю переживаний, любви, разочарований, тоски, горя, счастья… Выразить это достойно, не впадая в пафос или слезливость – задача не из простых. Эти романсы мы слышали в зале филармонии в исполнении  разных вокалистов. Действительно, это очень сложные произведения и кажущаяся простота при взгляде на ноты, и вправду, является только кажущейся. Не всё, на мой взгляд, было исполнено идеально. Но ведь это – не фонограмма, где можно остановиться, переписать, изменить, поправить… Это – живые люди, которые поют здесь и сейчас, online, и завтра они споют по-другому, а послезавтра иначе, а послепослезавтра – снова всё переосмыслят. Но это если придираться. А придираться к мелочам не хочется, потому что были очень… очень красиво исполненные романсы с разным накалом чувств, выражением разных характеров и эмоций. Кстати, крайне сложный и редко исполняемый романс С. Рахманинова на стихи В. Брюсова «Крысолов» Наталья Булгакова великолепно и спела, и по-актёрски сыграла. А в романсе  «Все отнял у меня» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева, который звучит всего одну минуту (!), Иван Баланов захватил зал предельной концентрацией эмоций – от гнева до покаяния и нежности. 

Образы природы, народные характеры, кантилена – всё было хорошо!

Особая благодарность вокалистам за то, что КАЖДОЕ слово было слышно. И это не смешно, ведь многие, даже великие певцы, грешат пренебрежением к СЛОВУ, на первое место ставя звучание голоса. И ещё – благодарность за дуэты. Мягко, нежно сливались голоса в чутком проникновении и упоении звуком.

Мы уже говорили о том, что романсы Чайковского, Рахманинова – подлинная вершина романсового жанра. Как правило, и партия фортепиано в них сложна, разнообразна, насыщенна. Надо сказать, что вначале программа репетировалась с концертмейстером филармонии, лауреатом конкурсов Юлией Перелыгиной, которая в этот день не смогла участвовать в концерте. Но в четвёртый раз переносить концерт, на который раскуплены билеты?! Ну уж нет! Отсюда особая благодарность пианисткам Татьяне Григорьевой и Светлане Винник, которые смогли заменить основного концертмейстера и придать концерту должное качество. 

В концерте принял участие и наш струнный квартет – Ирина Фомина, Юлия Штабель, Олег Фомин, Светлана Бруевич. Музыканты являются артистами Губернаторского симфонического оркестра и, как квартет, около двадцати лет украшают концертную жизнь нашего города и филармонии. Арии из опер «Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского благодаря квартету, конечно же, прозвучали в этот вечер красочнее, полнозвучнее, нежели бы только в сопровождении фортепиано. У этого квартета какое-то особое обаяние (если, конечно, можно так говорить о квартете))). Несмотря на периодические замены в составе ансамбля, его участники имеют единые устремления, единое дыхание, единый настрой, что придает их музицированию особое качество. «Скерцо» из 3-го квартета П. Чайковского, «Романс» и «Скерцо» из 1-го неоконченного квартета С. Рахманинова гармонично вплелись в концерт, посвящённого двум российским гениям. Действительно – ГЕНИЯМ! Сергей Рахманинов написал эту музыку в 14- лет!!! Конечно, в «Скерцо» слышно влияние и легкое подражание Чайковскому, но «Романс» – это уже узнаваемый, «истинный» Рахманинов!

Ловлю себя на мысли, что хочется повторения этого концерта. Такой невероятный труд ради одного выступления – это удел орловских вокалистов, симфонического оркестра, так как «…узок круг»… ну и так далее… Но слухами земля полнится, и весть об этом концерте обязательно привлечёт в зал филармонии и тех, кто не пришел в этот вечер на концерт из-за бесконечного и унылого дождя, и многих-многих других.

А замечательным певцам, Наталье Булгаковой и Ивану Баланову – низкий поклон, искренняя благодарность и…БРАВО! 

 

Ольга Гарбар