«Ты, Моцарт – Бог!..»

(к 230-летию кончины Вольфганга Амадея Моцарта)


Голландский художник Бас Утервийк (Bas Uterwijk, псевдоним в медиа – Гэнбруд, Ganbrood) реконструирует изображения известных людей и исторических персонажей на основании имеющегося опытного материала, и показывает, как они могли выглядеть во время жизни. [Фото с сайта https://news.in-24.com/lifestyle/art/]

Орловский губернаторский симфонический оркестр готовит к исполнению в одном из концертов этого сезона Симфонию № 40, соль-минор, KV550 Вольфганга Амадея Моцарта, чей уход из земной жизни мы вспоминаем в декабре.

Флейта,

два гобоя,

два кларнета (Моцарт добавил их во второй редакции, незадолго до смерти),

два фагота,

две валторны,

первые и вторые скрипки,

альты,

виолончели и

контрабасы –

вот такой скромный состав оркестра одной из 50-ти (или более?) симфоний Моцарта, которой г-н Кёхель в своём каталоге присвоил номер 550.

* Иногда ее называют «Большой соль-минорной симфонией», чтобы отличить ее от «Малой симфонии соль-минор», № 25 .

Она была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. В этот период жизни композитор уже очень остро испытывал нужду и рассчитывал заработать на концертах. Но подписка не дала необходимых средств, (то есть, говоря современным языком, билеты не купили), и всё расстроилось. Мировой премьеры одного из самых пронзительных инструментальных произведений, сокровища классической музыки – симфонии № 40, не случилось! Вот так…

* Что, по сравнению с этим, представляют собой наши переживания по поводу «Ах, меня не понимают!..», «Сегодня я гениально играл, а этого никто не заметил…» или «Мой шедевр не берут в печать и не хотят исполнять…»…

Моцарт написал три симфонии – №№ 39, 40, 41 – в одно лето! Знаменитая триада, симфонический триптих 1788 года! Три последних симфонии композитора: 25 июня была завершена светлая, восторженно-лучезарная 39-я ми-бемоль-минор, 31 июля – элегическая 40-я соль-минор – предвестник романтических настроений и …через 15(!) дней, 10 августа были дописаны последние такты гениального «Юпитера», симфонии №41 до-мажор.

*Вы можете себе это представить?.. Я – нет. Может быть, потому что симфонии писались не на заказ? Ученики разъехались, а Констанца (жена) – в Бадене…

Лето 1788 года было очень тяжелым для композитора. Вместе с семьей он вынужден покинуть свой дом в центре Вены и переехать за город. Он остро нуждался в деньгах, нужно было оплачивать долги. Вскоре после переезда умирает его маленькая дочь. Композитор создает свои музыкальные произведения на пределе творческих и душевных сил.

Не сдерживаемый рамками заказа, Вольфганг Моцарт может творить по своему желанию, воплощая любой художественный замысел.

* Буквально сегодня прочитала фрагмент текста Михаила Казиника: «Можно много говорить о взаимопроникновении, взаимовлиянии культур. Массовой и Высокой… С развитием масс-медиа массовая культура практически задавила, уничтожила культуру высокую. Отсюда все беды».

Симфония № 40 одно из самых непостижимых творений, и в то же время понятное на каком-то личном уровне каждому. Она вмещает глубокую, развитую оперную драматургию и тонкий психологизм, присущий моцартовскому языку, мотив народного чешского танца и утонченный ученый стиль. И в то же время творение понятное, любимое и искушёнными музыкантами, и тинэйджерами (не случайно существует множество современных обработок этой музыки в самых разных стилях – от рока до рэпа!).

Предполагают, что Моцарт сочинил эти три симфонии как единое произведение. Вполне вероятно. Симфония № 40 как среднее произведение, не имеет вступления, в отличие от № 39 и не имеет такого же значимого финала, как симфония № 41.

В симфонии четыре части:

  1. Allegro molto
  2. Andante
  3. Menuetto ― Trio
  4. Allegro assai

Музыка начинается сразу, без привычного для того времени медленного вступления, как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, трепетная мелодия, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я…» с ее непосредственным, живым юношеским чувством – гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века. Развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Надо сказать, что мелодия главной партии 40-й симфонии фантастически популярна во всем мире и является визитной карточкой всего творчества композитора.

* Пишу, а внутри эта музыка. И какая-то щенячья радость не отпускает и не даёт идти дальше. Такое же со мной бывает во время звучания «Скерцо» из си-минорной сюиты И.С. Баха и «Зимы» из концерта «Времена года» А. Вивальди. А у вас такое бывает?

Первая часть симфонии написана в размере 4/4 (четыре четверти).

* Вот опять мысли невпопад: 4/4! Все марши на свете написаны в этом размере. А хочется почему-то не маршировать, а танцевать))

* Вторая часть написана в «танцевальном» размере 6/8, а господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение и танцевать вовсе не хочется))

* Третья часть – менуэт, в котором просматриваются черты маршевости. Чудеса! Через каждую строчку хочется повторять слова Пушкина, вложенные в уста Сальери (см. эпиграф).

«Музыка первой части отмечена влиянием фольклора. В частности, тема, очень близкая, звучит в танце чочек, популярном у жителей Сербии», пишет Ю.А. Кремлёв.

*«Музыкальный жанр и танец, которые возникли на Балканах в конце 19-го века», — сообщает Википедия. А Моцарт умер в конце 18-го века. Не очень понятно. Впрочем, танцевать чочек могли и сто, и двести лет до этого, а быть отмеченными и зафиксированными профессионалами позже. А, может, и Википедия ошиблась)))

В любом случае, славянский фольклор играл в музыкальном фонде венских интонаций серьезную роль.

Вот с этого места я привожу анализ симфонии музыковедом Л. Михеевой:

«Побочная тема Первой части исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

***

Симфонии Моцарта воплощают зрелое музыкальное мышление композитора, они одновременно продолжают традиции Баха и Генделя, предвосхищают душевный лиризм романтиков, что смогли оценить только в XIX веке, когда уже вовсю исполнялись симфонии Бетховена и Шумана, когда тонкий романтизм Шопена стал привычным.

*Кстати, Бетховен хорошо знал симфонию, скопировав 29 тактов из партитуры в одном из своих альбомов и даже собирался как-то использовать в 5-й симфонии. Это видно из черновиков)

Сам по себе жанр симфонии прошел путь от небольшой музыкальной заставки, призванной подсказать слушателям, что опера начинается, и пора перестать разговаривать, до отдельного оркестрового произведения. Работая над симфонией соль-минор, Моцарт значительно расширяет драматургические границы жанра.

Выбор минорной тональности, отказ о медленной вступительной части сразу уводят от развлекательного жанра в область неизведанного. В ней нет торжественности, ощущения праздника (в оркестре нет труб и литавр), «массовости», несмотря на оркестровое звучание. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, что вот уже более двух веков неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом, в целом, музыке присущ деликатный и галантный стиль, соответствующий эстетике конца XVIII века.

В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется. Такая манера в корне отличалась от холодной концертности и академичности, принятой в то время и понятной тогдашней публике.

А вот об эмоциональности музыки Моцарта лучше всего сказал Йозеф Гайдн: «Он так просвещен в сфере человеческих чувств, что создается впечатление, будто он – создатель их, а люди потом только освоили чувствование».

* А вот теперь то, что очень хочется сказать всем, кто прикасается к сочинительству:

отец, Леопольд Моцарт, с детства внушал Вольфгангу, что в основе любого произведения должен стоять высокий замысел, идея, техника вторична, но без нее вся концепция не стоит и гроша ломанного.

Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то же время стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками. Соприкасаясь с такими произведениями, думаешь, что сам Бог ведет беседу с человеком через талант своего избранника.

«Достичь небес — это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми».

В.А. Моцарт

Ольга Гарбар