Время летит быстро. Сезон концертов 2024-2025 годов официально будет открыт уже 30 сентября. А неофициально… Конечно, концерты нашей филармонии уже идут полным ходом – и в дни общегосударственных праздников, и в памятные даты нашего города, да и просто так, потому что без музыки, без прекрасного не хочется жить ни в благополучии, ни, тем более, во время сегодняшних тревожных событий, когда наши соседи – Курск, Белгород, Брянск находятся под прицелом, когда в тревожном ожидании новостей трудно обрести подлинное спокойствие. Думается, что в сложившихся обстоятельствах нет другого выхода, как просто заниматься ДЕЛОМ. Своим ДЕЛОМ. А музыка, искусство не позволят озлобиться, очерстветь сердцу, дабы не пришлось слово ВЕЧНОСТЬ выкладывать льдинками остывшей Земли.
Итак – новый сезон, очередной региональный Фестиваль «Орловская музыкальная осень». Уже XXIII-й! Уже исполнены все симфонии Чайковского, почти все бетховенские!.. Э. Григ, Э. Элгар, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, М. Мусоргский, Б. Барток, В. Калинников, А. Пахмутова… уже и не перечислить всего!.. В полной мере понимаешь, что музыка, поистине, не имеет границ – ни временных, ни географических.
Официально Орловская государственная филармония начинает свою историю с 1939 года. Поэтому мы привычно пишем в афишах – «Открытие 85-го концертного сезона». А неофициально… обращаемся к документам середины XIX века. Осенью 1861 года было основано Орловское филармоническое общество, целью деятельности которого стала широкая пропаганда русской и зарубежной музыки. Цель эту мы свято чтим и исполняем. Так и хочется вспомнить: «Верной дорогой идёте, товарищи!»))))))) То, что дорога верная, мы знаем. Чувствуем. По наполненным залам, по отзывам, по аплодисментам и личным случайным встречам с вопросом: «Когда?» Согласна – безвкусная попса и бездумная музыкальная пошлятина смертельно надоели, проели мозг, утомили до боли, до раздражения. Хочется настоящего.
Какое же отдохновение получила душа на концерте виолончелиста Рустама Комачкова и пианиста Евгения Стародубцева! Шостакович, Шуберт, Рахманинов, Чайковский, Хачатурян… Исполнение – виртуозное! Вкусным был каждый звук, каждая фраза.
Два музыканта, связанных со звучанием гитары, посетили нас в сентябре и нашли своих почитателей в нашем городе – бард Сергей Кусков и гитарист Антон Баранов. Совершенно разные. И оба интересные. Друг нашей филармонии Антон Котиков со своим джаз-трио дали концерт «Кругосветное путешествие»… Наталья Куприянова на этот раз выступила с хором мальчиков и юношей «Орлята». «Только веруя и любя», – так называется ее новая программа. Впрочем, все концерты артистки проходят только ВЕРУЯ и ЛЮБЯ.
29-го сентября мы вновь вспоминаем чудесную, светлую, невероятно талантливую Наталью Феденко. Трудолюбие, ум, свет, исходившие от молодой пианистки, нашей землячки, продолжают согревать нас, несмотря на годы, прошедшие после ее ухода из земной жизни. Ежегодно в Орел приезжают и дают концерт ее ученики и коллеги по фортепианной кафедре РАМ имени Гнесиных. Мы ждем этих концертов, неизменно вдохновенных и памятных.
А вот уже 30-го…
В Зале ОГАТ имени И.С. Тургенева состоится открытие Орловской государственной филармонией 85-го концертного сезона и XXIII регионального Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень». В концерте выступит Орловский губернаторский симфонический оркестр, возглавляемый своим бессменным художественным руководителем и главным дирижером Василием Шкапцовым. В программе: Концерт для скрипки с оркестром d-moll, ор. 46 (1940) Арама Хачатуряна, который в сопровождении оркестра исполнит Заслуженный артист России, профессор МГК имени П.И. Чайковского Александр Тростянский.
И, конечно же, будет наш любимый Петр Ильич Чайковский! Символ русской музыки! Это будет «…музыкальная исповедь души, на которой многое накипело». Это будет разговор с нами, сегодняшними, о жизни и смерти, о ценности жизни каждого человека, и Чайковскому есть что сказать: «Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть что сказать».
В письмах композитора к Н.Ф. фон Мекк попалась фраза, вызвавшая сиюминутный шок и желание перепроверить, в каком году она была написана:
«…все чувствуют, что положение дел непрочно и должны произойти перемены… Я очень болезненно чувствую раны, наносимые нашей родине и не сомневаюсь, что Россия и вообще славянский мир, возьмёт своё. Хотя бы уж потому, что на нашей стороне правда, честность и истина. Тогда как на стороне наших врагов исключительно купеческие расчёты, эгоизм, бессердечие.
Если будет война, я рад, что в это время буду находиться в России. … Замечали ли Вы до чего единодушно нас ненавидит вся Европа? … Сейчас нет ничего важнее поддержания мира. И мне кажется, что этому способна помочь русская музыка».
Вот так. Добавить нечего.
Скрипач Александр Тростянский приезжает в Орёл с концертами не в первый раз. Отрадно, что «фракция» его многочисленных поклонников продолжает неуклонно расти)).
Вечером 30 сентября им будет исполнен сложнейший и красивейший концерт Арама Хачатуряна для скрипки с оркестром. Борис Асафьев называл Хачатуряна «Рубенс нашей музыки». Ощущение полноты жизни, красочность, восточная цветистость, присущие художественному мировоззрению великого композитора, действительно, сродни полотнам Рубенса. Ожидаем подлинный фейерверк чувств и красок!
Раскрывать задумки нового сезона и фестиваля мы, пожалуй, не будем, так как вся информация будет регулярно появляться на наших афишах, сайте и на страничках в социальных сетях. Но вот завершение фестиваля будет особенное…
28 октября в Зале ОГАТ имени И.С. Тургенева состоится закрытие XXIII-его регионального Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень». Исполнители: Орловский губернаторский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – Василий Шкапцов) и Орловский губернаторский камерный хор «ЛИК» (художественный руководитель и главный дирижер – Заслуженный работник культуры России Дмитрий Коваленко). Солисты: Лауреаты международных конкурсов, солисты ГАБТ (Большого театра) России Наталья Риттер (сопрано), Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано) и Давид Посулихин (тенор). В программе: Феликс Мендельсон, Симфония №2 B-dur «Хвалебная песнь», ор. 52.
Да, только одно произведение. Но вы обратили внимание на состав артистов? Вы обратили внимание, что это – Феликс Мендельсон, к музыке которого наш оркестр обращался неоднократно? Мы уже слушали «Шотландскую», «Итальянскую» симфонии, его программные увертюры «Сон в летнюю ночь», «Рюи Блаз», «Аталия», «Фингалова пещера», фрагменты оратории «Илия»…
Симфония № 2 «Хвалебная песнь» написана в 1840 году. Величественный гимн Господу, свету и добру. Симфония, которую чаще называют кантатой, написана по случаю празднования четырехсотлетия книгопечатания, и здесь Мендельсон следует по пути Девятой симфонии Бетховена. Партитура написана для солистов – двух сопрано, тенора, а также смешанного хора и симфонического оркестра. У любителей музыки есть уникальная возможность в очередной раз оценить мастерство губернаторских творческих коллективов и насладиться голосами солистов Большого театра Натальи Риттер, Давида Посулихина, а также пока неизвестной нам Ульяны Бирюковой.
Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди не знает вселенских катастроф, взрывов отчаяния, мировой скорби. Она светла и лирична, согрета теплом искренних чувств. Симфония-кантата «Хвалебная песнь» связана с религиозными идеями Мартина Лютера. Искренне верующий лютеранин, Мендельсон сам отобрал для кантаты тексты из Библии в переводе на немецкий язык и поместил на ее титульном листе эпиграф из Лютера: «И пожелал я увидеть все искусства, особливо Музыку, в услужении Того, кто дал ее и создал ее».
Подробнее об этом уникальном сочинении будет рассказано непосредственно перед его исполнением, обозначу сейчас лишь главную мысль произведения: «Пусть все, что дышит, восхваляет Господа!»
Мендельсон писал свои сочинения для широкого круга любителей, вкус которых хотел воспитать, возвысить до понимания истинно классических образцов, отвратить от звучавшей вокруг пошлости – будь то примитивная музыка быта или эффектные модные опусы, провозглашаемые новым словом в искусстве (согласитесь, как это актуально и в наше время!..). Композитор не отделял себя от обычных слушателей и, критикуя пустые виртуозные сочинения, которые «подвергают риску наши бедные уши», заключал: «И пусть мне не говорят, будто этого требует публика, ведь и я – тоже публика, а требую как раз противоположного».
Мы тоже требуем противоположного! ))) До встречи на фестивале!
Ваша Ольга Гарбар