Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) прославился на весь мир как великий композитор и музыкант-виртуоз. Одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке и органе. Его наследие насчитывает около 50 симфоний, 19 опер (наиболее известные – «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро»), сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.
К нашей сегодняшней невероятной истории относится всеми известная скороговорка «Карл у Клары украл кораллы…», но она может начинаться и иначе – «Амадей заимствовал у Наннерль…». Казалась бы, как скороговорка может относиться к музыке? А если Амадей – это Вольфганг Амадей Моцарт, а Наннерль – его старшая сестра Мария Анна (Наннерль ее звали в семейном кругу и среди друзей). Их предприимчивый отец Леопольд возил с собой обоих вундеркиндов по городам и весям Европы. При этом, говорят, что Наннерль блистала больше Вольфганга и была гораздо талантливее.
Утверждается, что Наннерль была сильна в композиции и помогала брату в нотировании и оркестровке его Первой симфонии. В 1770 году она отправила Моцарту одно из своих сочинений. В ответном письме композитор писал: «Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты так хорошо умеешь сочинять, одним словом, песня, которую ты написала, прекрасна». По достижению совершеннолетия Марию перестали брать в гастрольные туры, с формулировкой «место женщины у плиты». Поэтому музыка, сочиненная ей, не сохранилась.
С 2007 года профессор австралийского Университета Чарльза Дарвина и неутомимый криминалист Мартин Джарвис внимательно изучал рукописи Моцарта и пришёл к выводу, что три из пяти скрипичных концертов на самом деле написала Мария Анна, а вовсе не Вольфганг Амадей. Как сказала Екатерина Великая: «Меня обворовывают так же, как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать». Возможно, когда-нибудь в истории музыки появится новое имя из прошлого – Мария Анна Моцарт.
Конечно, это не умаляет достоинств известнейшего композитора, музыкой которого восхищалось и будет восхищаться еще не одно поколение творческих людей. Для нас он навсегда останется гениальным и неповторимым!