Дорогие друзья, вот и окончился филармонический отпуск, позади напряженные репетиции и концерты ко Дню нашего любимого города. Впереди – подготовка к очередному концертному сезону, продолжение «рахманиновской» темы в работе солистов и губернаторских коллективов, формирование гастрольного списка и программ Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень»…
Наша крайняя с вами оКрошка была посвящена великому шутнику, фантазеру, любителю парадоксов и выдающемуся гурману Джоаккино Россини. Обаяние и щедрое музыкально-литературно-гастрономическое наследие его личности настолько велико, что мы решили посвятить первую в новом сезоне публикацию этой яркой персоне. Итак…
В последнее десятилетие жизни Джоаккино Россини обратился к сочинению пьес, песен и ансамблей, объединённых общим названием «Грехи старости». В этих произведениях с особенной яркостью обнаружилось редкостное умение композитора запечатлеть пейзаж, портрет, событие или воспоминание не только в классических, но и в ироничных, шутливых красках. К примеру, в «Альбом для пения по-итальянски» входят такие «живописные» песни, как «Гондольеры», «Последнее воспоминание», «Флорентийская цветочница», «Ave Maria», «Прогулка». А во французском альбоме мы находим другие, точно схваченные жизненные ситуации – «Новогодний тост», «Один грош», «Сон детей», «Прощание с жизнью», «Вздох и улыбка»…
А что бы вы, дорогие друзья, сказали узнав, что у Россини существует «Безобидный» прелюд? Или – прелюд «Высокомерный», а ещё – «Утренний гигиенический прелюд»?))) А среди вальсов – «Хромой вальс», и даже вальс «Антитанцевальный»? В этих циклах сюрпризы ожидают нас на каждом шагу: «Китайская полька», «Касторовое масло», «Татарское болеро», «Болеутоляющий экспромт», не говоря уже о цикле фортепианных пьес под названием «Четыре закуски» («Редиска», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло») и «Четыре десерта» («Инжир», «Миндаль», «Орешки», «Виноград»), «Музыка для обедов»… Каково, а?!
По собственному признанию композитора, плакал он всего три раза в жизни: когда освистали его оперу, когда он слушал Паганини и когда случайно уронил блюдо с индейкой в озеро. К жареной индейке с трюфелями композитор питал особое пристрастие. Однажды Россини выиграл пари, ставкой которого было его любимое блюдо. Но выигрыш никак не мог получить, поскольку проигравший оправдывался тем, что первые хорошие трюфели ещё не появились. «Чушь, чушь! – кричал Россини. Это всего лишь ложные слухи, распускаемые индейками, которые не хотят быть нафаршированными». Излюбленное кулинарное сочетание композитора – черный перигорский трюфель, фуа-гра и вино Мадера (для приготовления соуса) – вошло в мировую кулинарию как сочетание a la Rossini. «Я могу сравнить трюфели только с оперой Моцарта «Дон Жуан». Чем больше их вкушаешь, тем большая прелесть тебе открывается!» – говорил композитор.
Знаменитые повара еще при жизни Россини посвящали ему свои творения. Реальные истории о нем переплетаются с вымыслом, от этого личность маэстро становится еще более интересной. Сам же композитор писал: «Желудок – дирижёр, который руководит оркестром наших страстей и приводит их в действие. Пустой желудок для меня как фагот, который журчит от недовольства или флейта-пикколо, которая исполняет своё желание в визгливых тонах. Полный желудок – треугольник удовольствия или барабан радости. Что касается любви, то я рассматриваю её как примадонну, как богиню, которая наполняет мозг каватинами, опьяняет слух и восхищает сердце. Еда, любовь, пение и пищеварение – вот поистине четыре акта оперы, которая называется жизнь и которая исчезает как пена от шампанского. Тот, у кого она протекает без наслаждения, – полнейший глупец».
Мы оставляем за уважаемыми гостями нашей странички право делать выводы из несколько эпатирующих высказываний Маэстро и публикуем один из наиболее известных рецептов тостов Дж. Россини. Приятного аппетита! И не забывайте слушать музыку великого Джоаккино до, после, или вместо обеда)))
***
Рецепт тостов «ТУРНЕДО РОССИНИ»
200 грамм говяжьего филе, 70 грамм трюфелей, 100 грамм медальон фуа-гра, ломтик белого хлеба, соль, перец по вкусу
Для соуса:
3 ложки вина Мадера, 1 столовая ложка кукурузного крахмала, 200 миллилитров бульона,
соль, перец по вкусу
Говяжье филе толщиной около 3 сантиметров, фуа-гра толщиной около 1 сантиметра и тост должны быть в форме круга одного диаметра. На сливочном масле поджарить хлеб с двух сторон, на слабом огне обжарить фуа-гра. На той же сковороде поджарить говяжье филе по собственному вкусу. Добавить на сковороду 2 ложки вина, долить бульоном и довести до кипения. Сгустить соус, добавив крахмал, смешанный с 1 ложкой вина. Посолить, поперчить, хорошо перемешать. Готовый соус процедить через сито. На тарелке разместить поджаренный хлеб, обмакнув его в соус, на него выложить филе, сверху фуа-гра, украсить ломтиками трюфелей. Подавать с соусом.
***