Джоаккино Россини (1792-1868) известен всему миру как знаменитый композитор. За двадцать лет творчества он написал 39 опер, ряд духовных и камерных сочинений. В историю музыки навсегда вошли его великие оперы: «Отелло», «Сорока-воровка», «Золушка», «Севильский цирюльник», «Елизавета, королева Англии», «Осада Коринфа», «Моисей в Египте», «Вильгельм Телль». Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям – одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом». Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. «Божественный маэстро» – так называл великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Россини «…солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». Именно Россини принадлежит знаменитая фраза «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку».
После премьеры своей последней оперы («Вильгельм Телль») Россини удивил общество заявлением, что с музыкой покончено, и он посвятит себя второй страсти – кулинарии. Один из его рецептов мы приводим в конце нашего поста. Приятного чтения и… не менее приятного аппетита!
***
Как-то, сидя в театре, Россини шепнул на ухо своему соседу:
– Певец плох невероятно. Первый раз в жизни слышу такое ужасное пение.
– Может быть, вам лучше пойти домой? – предложил сосед.
– Никоим образом! У меня есть сведения, что в третьем действии героиня должна убить его. Я хотел бы дождаться этого.
***
Однажды у Джоаккино Россини спросили, есть ли у него друзья, и, если есть, то кто они.
– О, да! Конечно, есть, – ответил Россини и назвал миллионеров Ротшильда и Моргана. Ему заметили, что, наверное, он выбрал таких богатых друзей, чтобы иметь возможность в случае необходимости занимать у них деньги.
– Совсем наоборот, – весело ответил Россини, – я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не берут у меня денег взаймы!
***
Как-то магистр итальянского городка Пезаро прислал к Россини делегацию, которая известила его о решении установить на главной площади бронзовую статую композитора. – А сколько будет стоить эта статуя? – спросил Россини.
– Двадцать тысяч лир, – сообщили депутаты.
– Было бы значительно лучше, если бы эти деньги передали мне, а я охотно постоял бы сам на постаменте, – предложил композитор.
***
Однажды в Париже под окнами дома, в котором поселился Россини, раздались жутко фальшивые звуки старой шарманки. Этот изношенный уличный орган не попадал ни в одну ноту, скрипел, хрипел и жалостливо вздыхал. Жуткая мелодия повторялась несколько раз подряд, и после очередного её мучительного прослушивания Россини вдруг с изумлением узнал в ней свою музыку. Это была невероятно искажённая тема из увертюры к его опере «Вильгельм Телль». До крайности рассерженный, композитор открыл окно, и хотел было приказать шарманщику уйти прочь, но… внезапно передумал, просветлел лицом и крикнул уличному музыканту, чтобы тот поднялся наверх. Когда тот появился в дверях, Россини спросил:
– Скажи-ка, приятель, а не играет ли твоя замечательная шарманка что-нибудь из музыки Жака Галеви?
– Ещё бы! – гордо ответил тот. – У меня есть мелодия из его оперы «Дочь кардинала».
– Отлично! – обрадовался Россини. – А ты знаешь, где живёт композитор Галеви?
– Конечно. Кто в Париже этого не знает?
– Прекрасно! Вот тебе один франк. Пойди и сыграй под его окнами «Дочь кардинала». Одну и ту же мелодию, по крайней мере, раз шесть. Хорошо?
Однако, этой музыкальной шутке и изощрённой пытке, предназначенной давнему приятелю Россини – Жаку Галеви – не суждено было сбыться.
Шарманщик покачал головой и признался:
– Я не могу выполнить вашу просьбу, месье. Это ведь месье Галеви послал меня к вам. Однако, он добрее вас: просил сыграть вашу увертюру к «Вильгельму Теллю» только три раза.
***
Рецепт от Джоаккино Россини. Картофель с сыром.
— Около килограмма вымытого картофеля отвариваем в подсоленной воде на среднем огне до готовности.
— Промытый и обсушенный пучок свежего салата рвем руками на небольшие кусочки.
— Натираем на мелкой терке одну морковь и крупно рубим около 2-3 столовых ложек грецких орехов.
— Смешиваем в посуде 100 грамм сметаны, одну столовую ложку оливкового масла, 500 грамм предварительно натертого твердого сыра, салат, морковь, орехи, соль и перец по вкусу.
— Горячий картофель выкладываем на блюдо с листьями салата и гарнируем сырно-овощной массой.