Портрет Мстислава Ростроповича

«Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир». 

Мстислав Ростропович

Сегодня мы хотим вспомнить добрым словом и светлой улыбкой выдающегося советского и российского виолончелиста, пианиста, дирижёра, композитора, педагога и общественного деятеля Мстислава Леопольдовича Ростроповича (1927-2007). Помимо разностороннего и щедрого музыкального таланта он был отмечен печатью редкой сердечности, неравнодушия, нетерпимости к фальши, обладал потрясающим чувством юмора, артистической и человеческой смелостью.

«С Днем рождения, Изя!»

Эта история произошла в 1990-м году, когда Мстислав Ростропович был главным дирижером Национального симфонического оркестра в США. Его близкий друг, скрипач Айзек Стерн, собирался праздновать своё 70-летие в Сан-Франциско. Организаторы этого мероприятия пригласили Ростроповича выступить на юбилее друга. Он согласился, но при условии, что о его приезде не будет знать ни одна живая душа, и прежде всего сам юбиляр. А ещё Ростропович попросил прислать ему портниху и сапожника, чтобы он мог сделать им какой-то специальный заказ. Его желание было выполнено. Удивлённые портниха и сапожник принялись за работу над… гигантской балетной пачкой, огромным трико и пуантами 43-го размера.

На концерт Ростропович приехал за 5 часов до начала. Для него уже была приготовлена отдельная тайная комната, где его ждали гримёры и костюмеры. И вот из гримёрки вышла балерина, немного странная, крупноватая, полноватая и немолодая. Но в предконцертной суете на это никто не обратил особого внимания. Пожилая танцовщица уверенно направилась в женский туалет. Это было нужно для проверки реакции дам. В туалетной комнате Ростропович подошёл к зеркалу и поправил диадему на голове – на него снова никто не обратил никакого внимания. Впрочем, долго он там не находился, дабы окружающие не заметили его тапочки 43-го размера. В общем, проверка прошла «на ура» – никто из присутствующих женщин ничему не удивился.

Начался концерт. И вот на сцену совершенно неожиданно для всех, в первую очередь для юбиляра, спиной к публике, плавно взмахивая руками и старательно копируя Майю Плисецкую, выплыл на пуантах диковинный белый Лебедь. В углу сцены стоял заранее приготовленный ящик с канифолью, Лебедь «подплыл» к нему, встал в него ногами и начал «канифолиться». Удивительно, но зрительный зал молчал, никто из зрителей не догадывался, что их дурачат! Оркестранты немного ошалели, но подумали, что на сцену вышла какая-то давняя подруга скрипача Айзека Стерна, престарелая балерина, и хочет таким вот странным образом его поздравить… Тем временем, диковинная фигура «поплыла» дальше – к виолончели, села за инструмент, широко расставив ноги в белом трико, и начала играть «Лебедя» композитора Сен-Санса. Эта музыка, как мы помним, стала всемирно известной под названием «Умирающий лебедь» благодаря хореографической миниатюре в исполнении великой танцовщицы Анны Павловой.

Мстислав Ростропович Умирающий лебедь фото

Ростропович сыграл несколько тактов печальной мелодии, остановился, встал и опять совершенно неграциозно потанцевал к ящику с канифолью, где снова стал канифолить свой смычок, время от времени комично дуя на него. И только тут раздался первый смех. Ну, наконец-то, публика догадалась, что это шутка и кем на самом деле является пожилой псевдо-балерун, великолепно играющей на виолончели! Маэстро снова сел за инструмент и блестяще сыграл «Лебедя» до самого конца. Как вспоминал потом Ростропович – таких оваций, какими провожала его публика в тот вечер, у него никогда ещё не было! Вот как сам музыкант оценивал то своё необычное выступление: «Публика в зале рыдала и бесновалась. Это был один из самых крупных моих успехов на сцене!..» А вот его друг – Айзек Стерн, которому и предназначалось столь необычное поздравление, немного обиделся. Потому, что на следующий день все ведущие американские газеты вышли не с фотографиями скрипача-юбиляра, как планировалось, а с радостно улыбающимся «умирающим лебедем» Мстислава Ростроповича.

Мстислав Ростропович Умирающий лебедь фото 2