портрет Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – великий русский пианист, дирижер, композитор, создавший уникальный собственный стиль с яркими национальными чертами. Автор трех симфоний, четырех фортепианных концертов и Рапсодии на темы Паганини для фортепиано с оркестром, опер («Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини»), кантаты «Весна» и поэмы «Колокола», симфонических — фантазии «Утес», поэм «Остров мертвых» и «Князь Ростислав», Литургии св. Иоанна Златоуста и Всенощного бдения, «Симфонических танцев», многочисленных фортепианных, камерно-инструментальных, хоровых и камерных вокальных произведений.

Еще в январе 2020 года Указом Президента Российской Федерации год 2023-й был объявлен годом Сергея Васильевича Рахманинова, ставшего настоящим символом русской музыки во всем мире. Значение творчества этого композитора для мировой культуры трудно преувеличить. Вместе с тем, дорогие друзья, нам хотелось бы вспомнить с вами несколько памятных случаев из жизни Рахманинова, рисующих нам облик не столько гениального композитора, сколько простого, скромного и обаятельного человека, обладающего к тому же тонким чувством юмора. 

фото Рахманинова в молодости

Рахманинов и Чайковский

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к молодому, ещё никому не известному двадцатилетнему автору подошел Пётр Ильич Чайковский и смущённо спросил: 

– Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясённый и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

– Но если вы против… – начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

– Он просто потерял дар речи, Пётр Ильич, – подсказал кто-то из окружающих.

И Рахманинов в подтверждение слов о потери дара речи усиленно закивал головой.

– Но я так и не понял, – засмеялся Чайковский, – против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните…

Рахманинов так и сделал. Подмигнул. Для убедительности – несколько раз.

– Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, – совсем развеселился Чайковский.

***

фотография рук Рахманинова

Бесценные руки

Надо отметить, что Рахманинов очень не любил назойливых папарацци, которые преследовали его во время концертных выступлений в Америке и в Европе, и от которых нельзя было скрыться даже дома. И вообще, Сергей Васильевич старался избегать встреч с прессой. Однажды Рахманинов приехал на концерт в один американский город. И дабы не общаться с корреспондентами и газетными фоторепортёрами, вышел последним из опустевшего вагона и окольным путём прошёл прямо к ожидавшей его машине. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошёл в гостиницу и даже не дал возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Сергей Васильевич заслонил лицо ладонями и сказал с раздражением: 

– Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься!..

Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, там были одни только руки, а надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!»

***

Рахманинов в зрелости

Однажды в знаменитом американском концертном зале «Карнеги-холл» Сергей Рахманинов исполнял сонату Франка вместе с выдающимся австрийским скрипачом Фрицем Крейслером. Тот по своему обыкновению играл по памяти, без нот, но вдруг!… память подвела его уже в первой части! Крейслер прекратил играть, приблизился к Рахманинову и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, с которого он мог бы возобновить исполнение.

– Где, где мы находимся?!.. – отчаянно зашептал скрипач.

– В «Карнеги-холл», – невозмутимо отозвался Рахманинов.