О музыке и не только
«МУЗЫКА» – откуда появилось это слово? Оно имеет греческие корни и означает особый вид искусства, связанный с организацией звуков посредством ритма, мелодии, гармонии, формы. Музами в Древней Греции называли дочерей Зевса и Мнемозины (богини памяти), покровительниц различных искусств и наук. Греческая мифология рассказывает нам о девяти музах, каждая из которых покровительствовала своему виду искусства. А музыка в Греции – это поистине целая культура, сопровождавшая самые различные сферы античной жизни. Итак:
ТЕРПСИХОРА – это муза танца. Здесь и пояснять нечего. Но изображалась она всегда с лирой в руках. Иногда — даже сидя))
МЕЛЬПОМЕНА – муза трагедии, она изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой.
КЛИО – муза истории. Она получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу.
КАЛЛИОПА – муза эпической поэзии. Получила имя от возглашения прекрасного слова.
УРАНИЯ – муза астрономии, получившая своё имя от устремлённости к небу тех, кто постиг её искусство.
ЭВТЕРПА – муза лирической поэзии и музыки, изображавшаяся с авлосом (духовой музыкальный инструмент) или сирингой (вид флейты) в руках.
ТАЛИЯ – муза комедии и лёгкой поэзии. Она изображалась с комической маской в руках и венком из плюща на голове.
ЭРАТО – муза любовной поэзии. Её изображали с венком из мирта и роз, с музыкальными инструментами – лирой или маленькой кифарой.
ПОЛИГИМНИЯ – муза священных торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы.
Древнегреческий философ Платон, один из величайших мужей прошлого, говоря о значении музыки в жизни общества, считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души и воздействуя на мысль, делают её сообразной людям. По мнению Платона, для государства не существует худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки «стыдливой и скромной». «Лучшая охрана государства, – писал Платон, – музыка наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная, простая, мужественная…». Кстати, в Древней Греции понятие «необразованный» обозначалось словом «ахоретус», что в переводе означало «человек, не умеющий петь в хоре»)) А вот о роли музыки в искусстве соблазнения чудесно сказал древнеримский поэт Овидий в третьей книге поэмы «Искусство любви». Девушки, внимание!
Славная пение вещь, учитесь пению, девы!
Голосом часто верх берёт та, что лицом не берёт…
Сладко иная поёт и льётся легко её голос,
Хочется мне поцелуй из уст той певицы сорвать.
Эта умелым перстом пробегает по жалобным струнам –
Можно ль не полюбить этих искуснейших рук!