О музыке и не только

«МУЗЫКА» – откуда появилось это слово? Оно имеет греческие корни и означает особый вид искусства, связанный с организацией звуков посредством ритма, мелодии, гармонии, формы. Музами в Древней Греции называли дочерей Зевса и Мнемозины (богини памяти), покровительниц различных искусств и наук. Греческая мифология рассказывает нам о девяти музах, каждая из которых покровительствовала своему виду искусства. А музыка в Греции – это поистине целая культура, сопровождавшая самые различные сферы античной жизни. Итак:

ТЕРПСИХОРА – это муза танца. Здесь и пояснять нечего. Но изображалась она всегда с лирой в руках. Иногда — даже сидя))

МЕЛЬПОМЕНА – муза трагедии, она изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой.

КЛИО – муза истории. Она получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу.

КАЛЛИОПА – муза эпической поэзии. Получила имя от возглашения прекрасного слова.

УРАНИЯ – муза астрономии, получившая своё имя от устремлённости к небу тех, кто постиг её искусство.

ЭВТЕРПА – муза лирической поэзии и музыки, изображавшаяся с авлосом (духовой музыкальный инструмент) или сирингой (вид флейты) в руках.

ТАЛИЯ – муза комедии и лёгкой поэзии. Она изображалась с комической маской в руках и венком из плюща на голове.

ЭРАТО – муза любовной поэзии. Её изображали с венком из мирта и роз, с музыкальными инструментами – лирой или маленькой кифарой.

ПОЛИГИМНИЯ – муза священных торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы.

Древнегреческий философ Платон, один из величайших мужей прошлого, говоря о значении музыки в жизни общества, считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души и воздействуя на мысль, делают её сообразной людям. По мнению Платона, для государства не существует худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки «стыдливой и скромной». «Лучшая охрана государства, – писал Платон, – музыка наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная, простая, мужественная…». Кстати, в Древней Греции понятие «необразованный» обозначалось словом «ахоретус», что в переводе означало «человек, не умеющий петь в хоре»)) А вот о роли музыки в искусстве соблазнения чудесно сказал древнеримский поэт Овидий в третьей книге поэмы «Искусство любви».  Девушки, внимание!

Славная пение вещь, учитесь пению, девы!

Голосом часто верх берёт та, что лицом не берёт…

Сладко иная поёт и льётся легко её голос,

Хочется мне поцелуй из уст той певицы сорвать.

Эта умелым перстом пробегает по жалобным струнам – 

Можно ль не полюбить этих искуснейших рук!