Людвиг ван Бетховен (250 лет со дня рождения)

«Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». 
В.А. Моцарт

«Я – Вакх, отжимающий для людей прекрасный нектар»
Л. Бетховен

Вот уж не назвала бы его музыку «нектаром», чем-то сладким и незатейливым. Скорее – выжимка из идей, страстей, борений и чувствований. Нельзя слушать Бетховена «от нечего делать», в скучающей праздности и мелочно-сентиментальном настрое души, жуя, между прочим, попивая чаёк. Как в настоящую, серьёзную книгу надо вчитаться, чтобы понять, так в Бетховена надо вслушаться ещё и ещё раз. «Ведь тут всё самое дорогое для человека и человечества», — написал академик А.А. Ухтомский, — «… искусство свято и бесконечно только до тех пор, пока судит, жжёт, заставляет гореть. Безнаказанно приближаться к этому нельзя – это или спасает, если внутренний человек горит, или убивает, если человек слушает только «из своего удовольствия…». Вот так, ни много — ни мало: спасает или убивает — такими категориями мыслят о музыке Бетховена. Какой уж тут нектар?! «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» это высказывание Бетховена ближе по духу его произведениям.

Вся жизнь – борьба. Так уж сложилось. «Судьба стучится в дверь», но «Схватить судьбу за глотку…» 

Немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». Бетховена называют одним из трех «Больших Б» (Бах, Бетховен, Брамс) – композиторов, сформировавших лицо классической европейской музыки. В то же время, творчество Бетховена является поворотной точкой от классицизма 18-го века к романтизму 19-го, а его влияние на творчество нескольких поколений европейских композиторов невозможно переоценить.

«Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке» (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. 

Творчество гения Бетховена  одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн.

В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. … Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.

P.S. Фрагмент письма:

«Верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живёт во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». 

Что особенного? – Человек любит Бетховена. Вот только место, время и обстоятельства делают это послание пронзительным. Этот человек – Юлиус Фучик. Написал он это в письме родным из гестаповской тюрьмы в 1943 году за неделю до казни.

Он так писал, как будто по ночам
Ловил руками молнии и тучи,
И тюрьмы мира в пепел превращал
В единый миг усилием могучим.

Кайсын Кулиев

P.P.S. Два произведения мастера – Пятая симфония и Каватина из Струнного квартета №13 записаны в фонографической капсуле Золотой пластинки космического аппарата Voyager, отправленного навстречу внеземным цивилизациям за пределы Солнечной системы.

 

Л. Бетховен, Симфония №5 c-moll, op.67

Л. Бетховен, Каватина из Струнного квартета №13 B-dur, op.130