Уроженцу Красноярска, московскому пианисту Михаилу Турпанову 17 мая исполнится 24 года. Возраст, конечно же, еще достаточно юный. Однако о воспитаннике легендарного профессора Московской государственной консерватории, Народного артиста СССР Николая Арнольдовича Петрова уже можно говорить, как о сложившемся мастере фортепианного искусства.

Михаил приезжает в Орел с концертами ежегодно, этому графику способствует и то, что его супруга, также пианистка, выпускница РАМ имени Гнесиных Анна Борзенкова – родом из нашего города. В этот раз для выступления в Зале Орловской государственной филармонии М. Турпанов приготовил совершенно новую программу, состоящую из сочинений И.С. Баха, Л. Бетховена и Ф. Шопена.

Анализируя программы Михаила Турпанова последних лет, мы замечаем стремление пианиста к крупной форме, требующей «симфонического» мышления, длительной эмоциональной концентрации и большой творческой выносливости. Даже исполняя в концерте отдельные, не связанные друг с другом сочинения (пример – второе отделение концерта, составленное из небольших по объему произведений Шопена), музыкант ищет в них внутреннее родство, логическую взаимосвязь, располагая музыкальный материал драматургически точно, подчас объединяя произведения в замкнутые циклы.

Первое отделение концерта состояло из двух крупных сочинений – «Увертюры во французском стиле» (партиты для клавира h-moll) Баха и Сонаты №17 ор.31 №2 «Буря» Бетховена. Все девять составляющих баховскую партиту частей были выстроены М. Турпановым как одно целое. Прозрачные «заводи» неспешных танцевальных номеров, состоящих из возвышенного собеседования украшенных прихотливыми мелизмами мелодических «струй», чередовались с энергичными, полными драматизма и жизненной силы фугированными эпизодами. Исполнение пианистом гениальной баховской музыки отличалось предельной сосредоточенностью, выразительной и стилистически верной артикуляцией, глубокой одухотворенностью. Не менее выразительно и одухотворенно прозвучала Соната №17 Л. Бетховена. Первая часть этого сочинения запомнилась удивительно возвышенным, «волшебно-колокольным» звучанием фрагментов мелодических фраз, сыгранных на долгой и «внимательной» педали, контрастирующих с последующим взволнованно-вихревым началом. Третья часть сонаты, широко известная среди любителей музыки из-за своей неповторимой главной партии, была исполнена М. Турпановом на редкость свежо, разнопланово, романтично и ярко, чрезвычайно талантливо! Мы пользуемся случаем и выкладываем запись этой сонаты в исполнении Михаила Турпанова для всех любителей музыки, которые не смогли придти на концерт и (увы!) столь много потеряли.

Второе отделение концерта было сыграно на «одном дыхании», в исполнении «Баркаролы», мазурок и полонезов Ф. Шопена чувствовались полная уверенность во владении материалом, ясное видение формы, и все это – при филигранной, виртуозной технике в сложнейших пассажах и тончайшем владении звуком. Орловским любителям фортепианной музыки известны как несомненные достоинства, так и весьма сложные черты характера филармонического рояля. Наш «BLUETHNER» звучен, басовит, крепок и достаточно ярок во всех регистрах, но не всегда ровен и «гладок», а в некоторых верхних участках клавиатуры – просто коварен в смысле ровности звуков. Михаилу Турпанову удалось настолько «подружиться» с нашим роялем, что все сложнейшие в пианистическом плане эпизоды прозвучали просто безупречно.

Общий итог концерта – пианизм высочайшего класса. Предельная артистическая честность, искренность, глубина. Мы с нетерпением будем ждать столь полюбившегося орловчанам Михаила Турпанова с очередным концертом, дабы вновь прикоснуться к чистому роднику его личности, к подлинной свежести исполняемой им музыки.

А пока – с наступающим днем рождения, наш дорогой Миша!