«Начнём, пожалуй!» — этой фразой, с предвкушением радости от встречи с живой музыкой, начали мы пост о концертах в октябре и… в силу известных обстоятельств, смогли провести первый концерт только 31 октября.

В зале филармонии выступил наш земляк, пианист Фёдор Орлов. Он начинал учёбу здесь, в Орле: в Лицее №1 имени М.В. Ломоносова и в Орловской детской школе искусств имени Д.Б. Кабалевского (педагог — Ольга Ивановна Каратаева).

Диплом очень престижного, популярного детского телевизионного конкурса «Щелкунчик» (до звания Лауреата не хватило всего одного — двух баллов), завоеванный Фёдором, дал всем орловчанам ощутить подлинную гордость «за наших!». А ведь Фёдор – единственный из тех, кого отобрали на этот конкурс по регионам!

Сейчас Фёдор Орлов учится в Средной специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных (Москва), его педагог — Заслуженный работник культуры РФ, неоднократный обладатель звания «Учитель года» Елена Владимировна Берёзкина. Она, безусловно, прекрасно понимала, насколько трудно было Ольге Ивановне отдать своё «детище», в которое было вложено столько души, умения, труда, в другие педагогические руки.

Перечисление регалий Фёдора, завоёванных им на многочисленных международных конкурсах, заняло в концерте значительное время. Но эти слова хотелось произносить, слушать, гордиться. Чего стоит только информация о концертах в Большом зале консерватории имени П.И. Чайковского и выступлении на Красной площади в Москве!
О концертах с лучшими оркестрами России!

Концерт в Орле был сыгран в двух отделениях и представлен музыкой Й. Брамса (три «Интермеццо» ор. 117, 118, 119), А. Скрябина (четыре «Этюда» ор. 2, 8 и 42 и «Соната-фантазия» ор. 19 №2), С. Рахманинова («Музыкальные моменты» ор.16) и Ф. Листа: был исполнен Трансцендентный этюд №4 «Мазепа», который мы и предлагаем вновь послушать в нашей публикации.


Немного об этюдах: все музыканты играют их огромное количество и с младых ногтей. Этот жанр изначально предназначен для совершенствования техники исполнителя. Но циклы этюдов Шопена, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Дебюсси и Листа – это не только огромный пласт виртуозных пьес, но и высший художественный пилотаж для любого пианиста. У Листа определение «трансцендентные» принято понимать не как философское понятие, а, скорее, как доступные не для всех, произведения повышенной сложности. Кроме того, чтобы играть эти этюды, надо обладать определенной физической силой, выдержкой и виртуозностью. Фёдор Орлов, на наш взгляд, продемонстрировал все эти качества. Несмотря на то, что молодому пианисту в сентябре исполнилось всего 16 лет, прекрасная мелкая техника и мощь крепкой мужской руки позволили ему исполнить «Мазепу» в высшей степени убедительно.

Несмотря на необходимость соблюдения на концерте обязательных санитарных норм и связанное с этим некоторое неудобство (слушание музыки в защитных масках), благодарные слушатели были щедры на восторженные и многочисленные возгласы «Браво!». Мы абсолютно уверены, что будущие концертные выступления Фёдора Орлова в родном городе будут не менее успешны и доставят нам искреннюю радость от общения с его талантом.

Ольга Гарбар