16 декабря исполняется 106 лет со дня рождения Г. В. Свиридова. Не юбилей, не круглая дата… А говорить, писать о нём хочется и, главное, слушать и наслаждаться, проникать в этот мир, каждый раз удивляясь «неизреченному чуду» – его музыке.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры – народная песенность и духовное искусство, – жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.
Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 года, в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес…», «К няне» и другие) – произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. Но главное в творчестве Свиридова – это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского (помимо «Патетической оратории» – музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идёт »), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А.А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире А. Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это – репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (начало XVI века), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк — это символ поэта, его судьбы!» – говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров – «Голос из хора» (1963). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и небольшие кантаты.

Важная особенность свиридовского искусства – его «сверхисторичность». Оно – о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей – т.е. звуковой материал русского XX века. Претворяясь в самобытной, глубоко национальной творческой личности композитора, эти черты поднимают его музыку на совершенно новую ступень, придают ей особую духовную силу и проникновенность. Не случайно исполнение музыки он сравнивал с пребыванием творческого духа в святом месте: «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквах. Наше искусство определяется иными чертами. Но мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней наш слушатель искал, а, главное, находил ответы на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы».

Музыка Свиридова стала классикой XX века. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его Музыка по прежнему живёт – популярная, актуальная и востребованная слушателями. Простота музыки Георгия Васильевича – явление обманчивое. Для проникновения в этот мир нужно суметь отвлечься (а может быть и отречься) от всего бытового, повседневного, суетного, что так мешает нам видеть звёзды и помнить, что над чёрными снеговыми тучами светит яркое солнце. Однажды прикоснувшись к его музыке, хочется возвращаться к ней вновь и вновь.

Люди притягиваются его музыкой естественно. Однажды услышанная, она остаётся частью их существа, такой же неосязаемой, но ощущаемой вечно, как воздух Родины, как дым Отечества. Духовное значение и содержание творчества Георгия Васильевича Свиридова также неизмеримо больше сказанного и написанного о нём и представляется, что с течением времени это будет всё более очевидным.
Завершить этот пост хотелось бы словами композитора, очень актуальными на сегодняшний день: «Надо беречь родной язык, родную речь, свою музыку, свою национальную особенность, общность – всё, что отличает людей одного от другого, один народ от другого, всё, что придаёт разнообразие, разноцветность и красоту миру, в котором мы живём».