Итак: 12 марта в Зале филармонии играет пианист Сергей Воронов (Москва). Музыкант уже приезжал в наш город с концертами. На этот раз он будет исполнять программу из произведений немецкого композитора-романтика Роберта Шумана (1810 – 1856), которого по достоинству называют великим музыкальным поэтом.

Звуками он мог так живописно нарисовать любую картину, что её образы доподлинно воссоздавались в воображении у слушателей. Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его фортепианные произведения, которые он объединял в циклы. Одной из таких маленьких энциклопедий восхитительного шумановского стиля являются «Детские сцены» — путешествие взрослого человека в умилительный мир детства.

Весной 1838 года, строя грандиозные планы на будущее, и чтобы как-то отвлечь себя от грустных мыслей, которые были вызваны разлукой с его возлюбленной Кларой Вик, Роберт постоянно занимался творчеством. История возникновения фортепианного цикла «Детские сцены» отражена в одном из посланий композитора к любимой девушке. Роберт писал Кларе о том, что все его мысли наполнены только воспоминаниями о ней. Перебирая в памяти романтические моменты их взаимоотношений, на него нашло вдохновение, вызванное её словами о том, что иногда он поступает как ребёнок. Это припомнившееся высказывание зародило у композитора идею создания цикла, впоследствии названого «Детскими сценами». Кстати, у Роберта и Клары Шуман в будущем будет восемь детей. Композитор их очень любил и был хорошим отцом.

Изначально он сочинил тридцать небольших презабавных пьес, но выбрал из них только тринадцать. Шуман писал Кларе, что эти миниатюры, созданы не для детей, а для взрослых, как напоминание им о счастливой беззаботной поре. Он упоминал, что во время работы над миниатюрами в его сознании постоянно всплывали памятные моменты, когда он восемь лет назад, приходя к своему учителю Фридриху Вику, увлечённо играл с его детьми Кларой и Альвином. Когда Клара получила и ознакомилась с «Детскими сценами», то восприняла их как ещё одно музыкальное признание Роберта ей в любви. В ответном письме девушка благодарила своего талантливого избранника и искренне восторгалась содержанием очень ценного для неё дара.

Цикл «Детские сцены» был отдан композитором в печать в лейпцигское издательство «Брейткопф и Хертель» в 1839 году. В сопроводительном письме к издателю Шуман выразил желание, чтобы сборник был оформлен привлекательно, так как легкие и доступные по содержанию пьесы могут являться хорошим подарком.

В цикл «Детские сцены», вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, в которых Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения.

  1. «О чужих странах и людях» — Пьеса, написанная в простой трёхчастной форме, очень нежна, но в то же время и оптимистична. Немного грустных интонаций появляется только в средней части.
  1. «Забавная история» — Энергичная, бодрая музыка напоминает марш сказочных персонажей. Временами появляется лирический образ, но это ненадолго, как смена настроения у ребёнка.
  2. Игра в жмурки» — Несмотря на минорную тональность композиция настолько заводная по характеру, что воспринимается на одном дыхании. Она действительно ярко отображает задорную игру детей.
  3. «Просящее дитя» — Очень нежная и выразительная мелодическая линия живописно рисует того, о ком заявлено в названии произведения.
  4. «Полное удовольствие» — Пьеса передает чувство наслаждения и состояние блаженства от чего-то необычайно хорошего.
  5. «Важное происшествие» — Музыка величественного характера изображает какое-то торжественное событие: как будто сказочная королевская семья во время праздника выходит поприветствовать граждан своего государства.
  6. «Грезы» — Это самая популярная пьеса из цикла, которую очень часто включают в программу различных концертов. Её мелодия настолько трогательная, что ежегодно в хоровом исполнении звучит в течение минуты молчания в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  7. «У камина» — Созерцательная музыка произведения рисует умилительную картину: взрослый и ребёнок, сидя у камина наблюдают за весёлой игрой язычков пламени на сгорающих дровах.
  8. «Верхом на деревянной лошадке» — Музыкальные звуки миниатюры колоритно передают характер забавы, в которую любят играть все мальчишки.
  9. «Почти серьёзно» — Очень выразительная мелодия, характеризующаяся некоторой таинственностью, создаёт настроение спокойствия и умиротворения.
  10. «Пугание» — Всё начинается со спокойной лирической темы и вдруг неожиданно врывается контрастный эпизод, как будто действительно хочет кого-то напугать. Так повторяется несколько раз.
  11. «Засыпающий ребенок» — Меланхоличная мелодия, звучащая как колыбельная, убаюкивающая ребёнка.
  12. «Поэт говорит» — Поэт размышляет о смысле жизни и о том насколько разнятся суждения в молодости и в зрелом возрасте.

 

***

 

Из тридцати сочинённых Шуманом пьес только тринадцать составили цикл «Детские сцены». Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки» ор. 99, восемь пьес из которого тоже будут исполнены в этом концерте.

 

***

 

«Сейчас я переполнен музыкой и прекрасными мелодиями – представьте, со времени моего последнего письма я закончил еще целую тетрадь новых произведений. (Одно из них)… я намерен назвать его Крейслериана. Вы и одна из ваших идей играете в нем главную роль, и я хочу посвятить его вам – да, вам и никому другому, – и тогда вы будете так мило улыбаться, когда обнаружите себя в нем» (Р. Шуман)

 

В нашем концерте будет исполнена «Крейлериана», (подзаголовок — «Фантазия для фортепиано»). Это произведение Роберта Шумана (соч. 16) появилась в том же 1838 году, что и «Детские сцены», посвящена Ф. Шопену, но когда копия была отправлена польскому композитору, он положительно отозвался только о дизайне титульного листа. Очень драматическое произведение, и некоторые критики считают его одним из лучших произведений Шумана. Сам композитор утверждал, что ее сочинение отняло у него лишь четыре дня, однако доработка и совершенствование произведения растянулись на полгода. 

 

Йоханнес Крейслер — персонаж из произведений Гофмана, воображаемый музыкант, чудак, диковатый, необузданный. Он появляется в нескольких книгах писателя. Как похоже это на вымышленных персонажей самого Шумана – Флорестан и Эвзебий из «Карнавала», которых Шуман использовал для обозначения своих собственных контрастных импульсивных мечтательных сторон! Шуман был чуток к малейшим оттенкам прозы Гофмана. Ведь он и сам обладал литературным даром, а в юности даже колебался, не стать ли писателем. В «Крейслериане» он создал музыкальный аналог романтических фантазий Гофмана — восемь пьес, в которых резко и непредсказуемо меняется настроение, уже звучавшие темы возвращаются, когда их никто не ждет.

 

До встречи на концерте!