Орловский губернаторский симфонический оркестр и Рустам Комачков (виолончель)
И. Стравинский и Й. Гайдн.

Артисты

Игорь Стравинский и Йозеф Гайдн станут центральными фигурами концерта, завершающего 82-й сезон Орловской государственной филармонии. Соединение в одной программе произведений Гайдна и Стравинского, композиторов столь разных эпох и стилей, имеет свою логику. Игорь Федорович сам называл себя «отростком немецкого ствола» и считал себя продолжателем Баха, Гайдна, Моцарта. А впрочем… нужны ли оправдания или объяснения звучанию хорошей музыки?

Нужно ли искать логику в построении концерта, если это просто так — Хорошо! Классно! Здорово! Герои вечера – Орловский губернаторский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр – Василий Шкапцов) и гость концерта – Лауреат международных конкурсов, виолончелист Рустам Комачков (Москва). Этот музыкант впервые приезжает в наш город, будем знакомиться:

Рустам Комачков родился в 1969 году в семье музыкантов. Его отец, народный артист РФ, кавалер Ордена Почёта, долгие годы был концертмейстером группы контрабасов Государственного академического симфонического оркестра СССР и России. С семи лет Рустам начал заниматься на виолончели в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1984 году поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных в класс профессора А. Бендицкого. Продолжил образование в Московской консерватории и аспирантуре, где учился у профессоров В. Фейгина и А. Мельникова; с 1993 года также совершенствовался под руководством А. Князева. Совершенствовал мастерство у Наталии Гутман. Вместе с Дмитрием Винником и Святославом Морозом был участником Гутман-трио.

Виолончелист одержал ряд побед на престижных конкурсах: Всероссийском конкурсе камерных ансамблей (1987), Международных конкурсах камерных ансамблей в Верчелли (1992), в Трапани (1993, 1995, 1998), в Кальтанисетте (1997) и Всероссийском конкурсе виолончелистов в Воронеже (1997).

Рустам Комачков по праву считается одним из самых одаренных виолончелистов своего поколения. Блестящий виртуоз, обладающий артистизмом и прекрасным звуком, он осуществляет успешную карьеру как солист и ансамблист. Вот лишь некоторые отзывы критиков о его игре: «Красивейший звук его виолончели по мощности можно сопоставить даже с некоторыми регистрами органа» (Entrevista, Аргентина); «Артистизм, музыкальность, очень красивый, наполненный звук, темперамент — это захватывает» («Правда»), «Рустам Комачков захватил публику своей страстностью, волей и убежденностью» («Культура»).

Артист выступал в лучших залах столицы: Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном Зале имени П.И.Чайковского, Московском международном Доме музыки. Обширная география выступлений артиста включает города России и стран ближнего зарубежья, а также Германию, Францию, Голландию, Италию, Югославию, Южную Корею, Аргентину.

Р. Комачков постоянно сотрудничает с известными отечественными и зарубежными оркестрами. Среди них — Камерный оркестр «Московская Камерата» (дирижер И. Фролов), Камерный оркестр «Времена года» (дирижер В. Булахов), Симфонический оркестр Воронежской филармонии (дирижер В. Вербицкий), оркестр Новосибирской филармонии (дирижер И. Раевский), оркестр города Байа-Бланка (Аргентина, дирижер Х. Улла), оркестр Бакинской филармонии (дирижер Р. Абдулаев).

Будучи прекрасным камерным исполнителем, Р.Комачков выступает в ансамбле с такими музыкантами, как пианисты В. Вартанян, М. Воскресенский, А. Любимов, И. Худолей, скрипачи Ю. Игонина, Г. Муржа, А. Тростянский, виолончелисты К. Родин, A. Рудин, виолончелист и органист А. Князев, флейтистка О. Ивушейкова и многие другие. С 1995 по 1998 годы работал в составе Государственного квартета имени П.И.Чайковского.

Постоянный участник фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Международный фестиваль органистов им. Микаэла Таривердиева», «Левитановский фестиваль в Плёсе», российско-финский фестиваль «В сторону Выборга». 

В репертуаре Р. Комачкова 16 концертов для виолончели с оркестром, камерные и виртуозные сольные сочинения, произведения композиторов ХХ века, а также виртуозные пьесы для скрипки в переложении для виолончели.

Кстати, насчёт пьесы для скрипки в переложении для виолончели – если на то будет воля слушателей, т.е. ваша воля, то на бис будут исполнены «Вариации на тему из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте» Н. Паганини. «Вариации…» исполняются на одной струне (это в варианте для скрипки). А в переложении для виолончели… не знаю. Жду концерта, чтобы узнать. А вы?

Что касается основного репертуара – он такой:

Не будем томить публику, и уже в первом отделении вы услышите Концерт для виолончели с оркестром №1 Йозефа Гайдна, написанный в 1765 году.

В течение 200 лет он считался утерянным, а в 1961 году был обнаружен в Пражском национальном музее. Это – раннее произведение Гайдна (об этом можно судить даже по номеру). Тем не менее, Концерт считается одним из величайших произведений для виолончели классической эпохи. На XV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского он вошёл в обязательную программу виолончелистов, прошедших на II и III туры.

Концерт в трёх частях! Проявим себя воспитанной публикой (ведь телефоны все уже отключили!!!) и не будем аплодировать между частями концерта. 

Наградой будет тот самый обещанный Бис!

***

Во втором отделении прозвучит ранняя Симфония Игоря Стравинского, ор.1,  написанная в 1907 году в период ученичества. Не хочется повторять здесь изыскания о подражательном характере музыки, ориентированном, главным образом, на симфонии А. Глазунова, П. Чайковского, влиянии Р. Вагнера и А. Скрябина… 

Да, музыкальное письмо ее академически гладко и солидно. Стравинский молод, ему только 25 лет. Он ещё здесь, на Родине. Впереди эмиграция, творческие эксперименты, парадоксы и, даже, эксцентрика, а пока всё  красиво, классично, логично и очень приятно для восприятия. Это красивая музыка, которая доставит душевную радость нашим слушателям. 

Любопытный факт: премьера этой симфонии состояла из исполнения только II и III частей. Но вскоре, уже через полгода, была исполнена полностью. Только через тридцать с лишним лет Стравинский вернётся к этому жанру и оставит нам три чисто инструментальные симфонии. 

В симфонии четыре части!!! Намёк понятен?

А 17 июня музыкальный мир отметит 140 лет со дня рождения И. Стравинского)

До встречи на концерте!                                                       

Ваша Ольга Гарбар