Здравствуйте, уважаемые любители музыки!

Перед тем как продолжить нашу рубрику, я хочу принести свои извинения всем слушателям, присутствовавшим на концерте Орловского губернаторского симфонического оркестра 18 апреля (ОГАТ им. Тургенева): конечно, с моей стороны это было особое коварство))) — просить уважаемую публику не дарить свои аплодисменты между частями симфонии (П. Чайковский, Симфония №4) и не объявить, что 3-я и 4-я части этого сочинения исполняются без перерыва! Кроме того, скрипичный концерт Б. Бартока №1 написан в 2-х частной форме (а не традиционно в 3-х частях). И об этом вы тоже не узнали от меня. Но здесь (хвала нашей грамотнейшей публике) замешательства, слава Богу, не произошло)).

Впрочем, я всегда считала исключительным правом слушателя – аплодировать или нет. Например, премьера 1-й симфонии Василия Калиникова была отмечена тем, что публика потребовала исполнить 2-ю часть на бис! Надеюсь на ваше снисхождение и пусть меня извинит то, что нам с вами было весело! Ну, а теперь – 

Сергей Поспелов родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. В 11 лет дебютировал с оркестром, исполнив в Ростовской филармонии Концерт Ф. Мендельсона. В 2009 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 2014 году — Московскую консерваторию, а в 2017 — аспирантуру МГК имени П.И. Чайковского по классу народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача. С 2017 года является ассистентом класса профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Э.Д. Грача.

Лауреат первых премий нескольких международных состязаний — конкурса пианистов и скрипачей имени Гнесиных в Москве (2003), конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха (Москва, 2006), XXXXI конкурса «Концертино Прага» (2007), XV конкурса скрипачей имени Альберто Курчи (Неаполь, 2008), VI конкурса скрипачей имени А.И. Ямпольского (Москва, 2012). Он также — лауреат премии оркестра «Новая Россия», учреждённой фондом Ю.А. Башмета (2006).

Достижения Сергея Поспелова были отмечены стипендиями Фонда М.Л. Ростроповича и фонда «Русское исполнительское искусство». В 2006 году Сергей стал участником программ Фонда Владимира Спивакова.

Музыкант гастролирует по России и за её пределами — в Белоруссии, Латвии, Армении, Китае, Израиле, Чехии, Румынии, Италии, Польше, Японии, Франции, Германии. Сергей Поспелов выступал с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» и ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, оркестром «Лицей-камерата» под управлением Вольфа Усминского, Ростовским академическим симфоническим оркестром под управлением Михаила Каца и Александра Милейковского, оркестром неаполитанского Театра Сан-Карло (Италия), Оркестром Чешского радио под управлением Владимира Валека, Филармоническим оркестром города Тимишоара (Румыния) под управлением Юрия Ботнари, Камерным оркестром «Арпеджионе» под управлением Валентина Урюпина, Кубанским симфоническим оркестром под управлением Владимира Понькина, Камерным оркестром «Московия» под управлением Эдуарда Грача, Симфоническим оркестром Армянского академического театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна, симфоническим оркестром Pluri Art под управлением Юрия Медяника, Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Слуцкого, Станислава Качановского, Вячеслава Валеева, Камерным оркестром центра Павла Слободкина под управлением Ильи Гайсина, Президентским оркестром России под управлением Антона Орлова, Симфоническим оркестром театра «Новая опера». 

Сергей Поспелов — участник «Страдивари-проекта» — Россия, Москва, 2011; Франция, Бордо, 2012; Фестиваля, посвящённого 90-летию со дня рождения Л. Когана (2014), куда Сергей был приглашён лично семьёй Л. Когана. В 2012 году Сергей Поспелов участвовал в проекте «Музыка Венявского на скрипке Страдивари Венявского» в Государственном музее имени М.И. Глинки в Москве. В 2013 году исполнил цикл «Все сонаты для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена» в дуэте с Маргаритой Поспеловой. 

В 2017 году Сергей создал свой камерный оркестр, который получил название «Московский камерный оркестр». Первое выступление состоялось 8 марта в музее-заповеднике Царицыно в Екатерининском зале. Успех был настолько сильным, что уже почти через месяц оркестр вышел на сцену Большого зала Московской консерватории, где Сергей Поспелов дал сольный концерт в сопровождении Камерного оркестра. Там же Сергей первый раз дебютировал в качестве дирижёра. Концерт транслировался по Всероссийскому радио «Орфей».

Сейчас Сергей играет на уникальной скрипке работы Жана Батиста Вийома, любезно предоставленной Государственной коллекцией уникальных инструментов России.

В этой информации, которую даёт МГК им. П.И. Чайковского не нашлось места для короткой строчки, о том, как любят этого музыканта в Орле и помнят его выступления с Орловским губернаторским симфоническим оркестром и в дуэте с Маргаритой Поспеловой. Её исполнение «Рапсодии в голубых тонах» Дж. Гершвина с нашим оркестром нам тоже очень памятно)). 

Маргарита ПОСПЕЛОВА (фортепиано) начала свой творческий путь в 3 года, а её первый сольный концерт состоялся в 7 лет. Первым педагогом Маргариты был В. Адамантов, продолжавший традиции «питерской фортепианной школы» профессора В.В. Нильсена. На фестивале имени И.С. Баха в Москве (1999 г.) Маргарита Поспелова была удостоена I премии. М. Поспелова совершенствовала свои навыки фортепианной игры в МССМШ имени Гнесиных (класс Татьяны Абрамовны Зеликман), окончила ЦМШ при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского у Заслуженной артистки России, профессора МГК К.В. Кнорре, была удостоена Гранта на обучение в Джульярдской школе (Juilliard School, Нью-Йорк, США), где обучалась у всемирно известного педагога и концертирующего исполнителя — профессора О.М. Яблонской. Посещала мастер-классы у таких выдающихся пианистов и педагогов, как П. Ланг, Дж. Росс, Л. Доренский.

Является лауреатом международных конкурсов:
I премия конкурса «Scriabin Piano Competition» (Париж, Франция);
III премия Конкурса имени Ф. Листа (Москва, Россия);
Диплом конкурса «The International Piano Competition» (Энсхед, Нидерланды).

В 2009 году М. Поспелова была удостоена премии Президента России.
В 2010 состоялась серия её концертов с симфоническим оркестром (Москва, 7 концертов).
В 2013 году Маргарита вместе с мужем и партнером по ансамблю Сергеем Поспеловым исполнила цикл из 10 сонат Людвига ванн Бетховена для скрипки и фортепиано.

Пианистка ведет сольную и камерную концертную деятельность в России и за её пределами. Она выступала в таких залах, как: Большой Зал Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Малый зал МГК, Московский Дом Музыки, Музей музыкальной культуры имени Глинки, концертный зал Храма Христа Спасителя, Зал Государственной академической капеллы (Санкт-Петербург), Зал Читинской краевой филармонии, The Peter Jay-SharpTheatre и AliceTully Hall (Нью-Йорк, США), Библиотека Конгресса (Вашингтон, США) и др.

Гастролировала в Италии, Франции, Австрии, Германии, Нидерландах и других европейских странах. 

 

***

 

В программе концерта заявлена произведение Джузеппе Тартини «Дьявольские трели».

Выдающийся итальянский композитор, педагог, скрипач-виртуоз и музыкальный теоретик Дж. Тартини занимал одно из важнейших мест в скрипичной культуре Италии первой половины XVIII века. Жизнь музыканта делится на 2 резко противоположных друг другу периода. Ветреный, невоздержанный по характеру, ищущий опасностей — таков он в юношеские годы. И, вынужденный скрываться от разгневанной родни жены (поженились тайно) и кардинала в монастыре – в более зрелые годы. С этого момента начался второй период жизни Тартини. Здесь произошло его нравственное и духовное перерождение, здесь же началось его подлинное становление как композитора и скрипача, достижение подлинного совершенства в овладении инструментом.

Велик вклад музыканта в дальнейшее развитие искусства игры на скрипке. Он изменил конструкцию смычка, удлинив его и выработал основные приёмы его ведения, признанные всеми современными ему скрипачами ИталииФранции и вошедшие во всеобщее употребление. Мастерство ведения смычка самого Тартини, его необыкновенное «пение» на скрипке стало считаться образцовым. Композитор создал огромное количество произведений. В Падуе он организовал музыкальную академию, отдавая много сил преподавательской деятельности. Современники называли его «учителем наций». 

Тартини был одним из пытливых музыкантов-мыслителей XVIII в., его теоретические воззрения нашли выражение не только в различных трактатах о музыке, но и в переписке с крупными музыкальными учеными того времени, являясь ценнейшими документами своей эпохи. Яркая образность музыкального мышления композитора проявилась в стремлении дать своим произведениям программные подзаголовки. Особую известность приобрели сонаты «Покинутая Дидона» и «Дьявольская трель». Последнюю замечательный русский музыкальный критик В. Одоевский считал началом новой эпохи в скрипичном искусстве. Тартини рассказывал, что услышал её впервые во сне в исполнении Дьявола.

«Соната Дьявола», называемая также «Сном Тартини», была самой таинственной изо всех когда-либо сочиненных на земле мелодий, поэтому превосходное произведение стало источником нескончаемых легенд. Они не были совсем беспочвенны, поскольку Тартини сам способствовал их распространению. Он признался, что записал музыку после того, как ему приснился сон, в котором сонату исполнил для него Сатана в результате заключенной с Его Инфернальным Величеством сделки».

 Е.П. Блаватская «Ожившая скрипка»

«Дьявольская трель» может рассматриваться как художественное кредо Тартини, как творческое обобщение не только образно-смыслового и эмоционального содержания его творчества, но и свойственного ему мелодического, гармонического и ритмического языка, а также отдельных композиторских и исполнительских приёмов.

Последовательность частей «Дьявольской сонаты:

  1. Larghetto affettuoso.
  2. Allegro moderato.
  3. Andante.
  4. Allegro assai — Andante — Allegro assai. 

Это обозначение темпов частей сонаты.

Главное, что мы поняли – в сонате 4 части, между которыми мы не будем аплодировать))) тем более, насколько я могу судить по записи, Сергей Поспелов не делает перерывов между частями.

 

***

 

Фриц Крейслер «Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни»

Кроме музыковедов мало кто знает имя итальянского композитора Гаэтано Пуньяни. Ирония судьбы в том, что самое известное произведение с его именем сочинил не он. Австрийский скрипач, композитор, мастер скрипичных миниатюр и транскрипций Фриц Крейслер писал миниатюры, отличающиеся тонким вкусом, изяществом, простотой — «Венский каприс», «Китайский тамбурин», вальс «Прекрасный Розмарин» и проч. Особо популярны те его транскрипции, где, бережно относясь к авторскому замыслу, Крейслер придает пьесам свою оригинальную трактовку. В 1905 году Ф. Крейслер издал серию пьес для скрипки и фортепиано «Классические рукописи». Желая расширить традиционный концертный репертуар, но опасаясь, что публика не одобрит его композиторское творчество, он выдавал свои произведения за обработки произведений мастеров прошлого (Куперена, Пуньяни, Франкера, Боккерини и других). Весьма популярна его пьеса для скрипки «Прелюдия и аллегро», написанная в стиле Пуньяни. «Прелюдия и Аллегро» быстро стало едва ли не самым популярным и исполняемым произведением пера Крейслера и сохраняет эту популярность вплоть до нашего времени. Спустя 30 лет Крейслер признался, что никакого отношения к Пуньяни это сочинение не имеет, но имя малоизвестного итальянца осталось увековеченным в названии. В опубликованных в 1905 году «Классических рукописях» все пьесы были мистификациями. Неплохой и, главное, невредный способ развлекаться, не правда ли?))

 

***

 

Т.А. Витали – Л. Шарлье «Чакона»

(При записи рекламы мы не могли определить на каком слоге делать ударение в имени Витали. Энциклопедия и Википедия не дают нам ответа на этот вопрос. Мы доверились своему музыкальному чутью и слуху: пусть будет Витали). 

Томазо Антонио Витали (1663 — 1745). Итальянский скрипач и композитор. Писал преимущественно камерную инструментальную музыку. Долгое время служил концертмейстером придворного оркестра в Модене. В первую очередь известен как автор знаменитой «Чаконы». Но в настоящее время авторство Витали подвергается сомнению.

Это сочинение было впервые опубликовано скрипачом и композитором Фердинандом Давидом в сборнике «Высшая школа скрипичной игры», включавшего различные обработки малоизвестной в его время барочной музыки. Стилистически пьеса из сборника Давида заметно отличается от других произведений Витали.

Несоответствие стиля вызвало у специалистов предположение, что Чакона Витали представляет собой оригинальное сочинение Давида. Однако затем в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене были обнаружены ноты, на которых основано опубликованное Давидом сочинение, — не автограф Витали (по-прежнему не найденный), а немецкая копия первой половины XVIII века. Автором пьесы в найденной рукописи значится Томазо Виталино. Но, как сообщают исследователи, две последние буквы были приписаны к фамилии позднее. Таким образом, совершенной ясности по поводу первоначального авторства пьесы нет.

Фердинанд Давид от себя дал пьесе название «Чакона», сократил и переделал её в романтическом стиле, а партию клавира, по сути, написал заново. Дальнейшие видоизменения внёс своей транскрипцией Леопольд Шарлье, усиливший виртуозный характер обеих партий и поменявший местами несколько вариаций, чтобы степень технической сложности постепенно возрастала по ходу сочинения. Эту версию мы с вами и будем слушать 12 мая.

Чакона — музыкальное произведение вариационной формы. Изначально средневековый танец карнавального характера. В эпоху барокко — популярная инструментальная пьеса. Представляет собой полифонические (многоголосные) вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются.

 

***

 

Ж. Массне «Размышление»

Жюль Эмиль Фредерик Массне́ — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати.

«Размышление» — это интермеццо из второго акта оперы «Таис». Опера достаточно редко попадает в репертуар театров. А вот этот фрагмент весьма известен и часто исполняется отдельно и аранжирован для различных инструментов.

Много писать об этом не буду – будем просто наслаждаться красотой.

 

***

 

Артисты не уточнили нам, что именно прозвучит в исполнении Маргариты Поспеловой (сольное фортепиано). Ими было названо только имя великого польского композитора – романтика Фридерика Шопена. Ну что ж, замечательно!

До встречи на концерте! 

 Ваша Ольга Гарбар