Людвиг ван Бетховен.
Митрополит Иларион.

Этих авторов разделяют века и взгляды – один из них в предсмертный час погрозил Небу кулаком, другой пишет музыку на богослужебные тексты, но концерт из их произведений стал поистине дорогой к храму души.

21 марта в зале ОГАТ имени И.С. Тургенева прошел концерт губернаторских творческих коллективов – Орловского губернаторского симфонического оркестра и Орловского губернаторского камерного хора «ЛИК». В дни Великого поста была представлена весьма серьёзная и сложная программа: Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая» Л. Бетховена и оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Устроители концерта были тронуты не только полным зрительским аншлагом, но и тем, что орловские любители музыки своим дружным приходом на концерт ещё раз подтвердили главную идею – потребность в серьёзном искусстве в Орле не угасает, сегодняшнему слушателю нужно не только развлечение, но и высокое искусство, обращённое к душе и уму.

Казалось бы, эпоха и тематика Третьей симфонии Бетховена не слишком близки нам, жителям XXI столетия. Искусство «великого Людвига» во многом принадлежит времени, озарённому светом Великой французской революции: менялись карта и облик Европы, социальный уклад, стиль жизни. Революция совершалась и в умах людей, концепция «художник – духовный вождь человечества, просветитель, преображающий сознание людей» становилась общепризнанной истиной, аксиомой.

Пожалуй, что-то в этой трактовке роли художника напоминает нам постулаты не столь отдаленного периода строительства коммунизма, не правда ли? Но мы каждый раз ловим себя на том, что подлинные шедевры классики остаются актуальными и современными во все времена. Зазвучала симфония и …стали неважны все концепции, мысли о том, когда совершалась революция в умах и менялся социальный уклад, в конце XVIII века или в «лихие 90-ые» XX-го… Важной осталась лишь музыка, обращённая из глубины веков к каждому из нас. Именно к каждому – со своим индивидуальным жизненным опытом, радостью и проблемами, бедами и счастьем. И в каждом послании великого Бетховена – идея о торжестве Гармонии и Красоты – тех самых, которые только и могут спасти мир от падения в бездну равнодушия.

Оркестр играл Бетховена на редкость точно, легко и вдохновенно. Художественный руководитель и дирижёр оркестра Василий Шкапцов сумел увлечь и музыкантов, и слушателей красотой совершенства – будь то отдельная часть симфонии, или всё её «здание» в целом. Ему удалось передать благородство и драматичность Allegro con brio (I часть), найти нужные краски в Marcia funebre (II часть), увлечь всех бесконечным полетным движением III части (Scherzo), добиться подлинной радости торжества в Финале. На протяжении всего времени звучания этого объемного сочинения (более 45 минут!) В. Шкапцов мастерски организовывал и поддерживал соразмеренный баланс soli и tutti, предложенная им динамика была одновременно сдержанна и выразительна, а исполнение в целом оставило чувство стилистической верности, ясности и глубины.

Зрительный зал был полностью во власти дирижера и оркестра, слушал «на одном дыхании», и только когда дирижёрская палочка была опущена, позволил себе разразиться единодушными и жаркими аплодисментами, а также восторженными «Браво!».

Второе отделение концерта было посвящено музыке не менее эмоциональной и значимой – оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), написанной им для струнного оркестра, смешанного хора и солистов и исполненной (по благословению Владыки) с некоторыми сокращениями.

История музыки знает огромное множество «Страстей» (т.е. Пассионов) – католических, протестантских, даже карнавальных и в стиле «рок»… Но впервые в истории музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. Оратория наполнена интонациями русского церковного мелоса, но также впитала в себя стилистику и приемы европейской барочной музыки. При всем этом она отличается от сходных сочинений подлинно православным пониманием Страстей Спасителя: в музыке отсутствует натурализм, театральность, «страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом. Музыка Владыки Илариона ведёт человека к духовному через душевное. Его оратория – не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, это скорее духовное действо, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас Тайнам Божественного бытия. Высокое музыкальное мастерство, разнообразие, цельность, эмоциональная насыщенность, духовная глубина и доступность для неискушённого слушателя – все эти качества делают данное произведение уникальным явлением в истории современного музыкального искусства.

Надо сказать о том, что митрополит Иларион благословил нас на исполнение своего произведения, что, безусловно, во многом способствовало успеху его исполнения. Ораторию «Страсти по Матфею» подготовил к исполнению и продирижировал Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель ОГКХ «ЛИК», художественный руководитель Орловской государственной филармонии Дмитрий Коваленко.

Возвышенность и искренность внутреннего состояния, интонационная выразительность и чистота звучания, глубинное понимание православной церковной культуры, – так можно охарактеризовать основные моменты этого исполнения. «ЛИК» звучал поистине безупречно – тембристо, ровно, слаженно, гибко, тонко. Нельзя не упомянуть и о солистах: свои сольные эпизоды с честью провели артист камерного хора «ЛИК» Константин Юдин (тенор) и выпускник Орловского музыкального колледжа, а ныне – студент Санкт-Петербургской консерватории Дмитрий Лебамба (бас).

Взаимопонимание участников этого музыкального действа – дирижера, хора, оркестра, солистов оставляло просто потрясающее впечатление. Порой казалось, что благословение Божие осенило музыкантов и через музыку передалось слушателям.

Исполнение «Страстей по Матфею», пожалуй, может считаться одним из лучших проектов Орловской государственной филармонии последнего времени. Аплодисменты, просветлённые лица людей, искренние слова благодарности, которые мы слышим уже несколько дней, поздравления… возможна ли награда больше?

Митрополит Иларион выражал надежду, что такие концерты кому-то помогут найти дорогу к Храму. Несомненно, это так.

Великопостный концерт губернаторских творческих коллективов Орловской государственной филармонии, безусловно, стал одним из звеньев такой дороги – дороги к Храму добра, радости и красоты.

Ольга Гарбар, лектор-музыковед