«Художник по призванию всегда… достоин внимания нашего, на какой бы ступени художественного совершенства ни стоял он… Если он точно художник, если точно природа помазала его при рождении на служение искусству… то не пройдём мимо него с холодным невниманием, но остановимся перед ним и посмотрим испытующим взором: может быть, на его челе подглядим мы печать высокой думы, которая не для всех заметна; в очах уловим луч вдохновения, который всегда бывает гостем небесным; может быть, его уста выскажут нам святую тайну, взволнуют нашу грудь сладким, хотя и чистым чувством…» 

margin-top

 

В.Г. Белинский «Стихотворения Кольцова»

Совсем недавно мы опубликовали в блоге две отдельных статьи, посвященных Виктору и Василию Калинниковым (кстати, сегодня, 13 января, исполняется 155 лет со дня рождения Василия Сергеевича). Но, несмотря на объем этих публикаций, осталось некоторое ощущение недосказанности, вызванное тем, что говорить о каждом из братьев Калиниковых отдельно, на наш взгляд, не совсем верно как в историческом аспекте, так и в плане анализа их творчества. Попробуем компенсировать это следующим ниже материалом.

 

Братья

Разница всего в четыре года, но взаимоотношения, как отца и сына – столь трогательной была опека и забота старшего над младшим. Без преувеличения можно сказать, что именно Василий Калинников подарил России замечательного музыканта, композитора Виктора Калинникова. Это ещё одно великое деяние сердца, любящего жизнь и людей.

Расти счастливым, брат мой милый,
Под кровом вышнего Творца,
На груди матушки родимой,
В объятьях нежного отца.

Будь добродетелен душою,
Велик и знатен простотою;</span

На сцену света ты взойдёшь
Любимцем ли слепой фортуны</span
Или, как я, полюбишь струны
И посох бедный понесёшь, — 

В высоком звании пред бедным
Счастливой долей не гордись!
Но с ним – чем Бог послал – последним,
Как с родным братом поделись.

Суму дадут, — не спорь с судьбою;
У Бога мы равны; пред ним
Смирися с детской простотою – 
И с сердца грусть слетит, как дым.

Пробудишь струны, — пой без лести!
Будь неподкупен в деле чести;
Люби Творца, своих владык
И будь в ничтожестве велик

А. Кольцов

 

Активный, смелый и настойчивый Василий и скромный, застенчивый, как девушка, Виктор. Музыкальные способности последнего были выдающимися (он даже обошёл старшего брата по итогам учёбы). Виктор как бы реализовал в жизни то, что было предназначено, или, по крайней мере, обещано свыше старшему брату. А Василий, живший в Москве впроголодь, заработав свои первые «музыкантские» деньги, поспешил купить… скрипку для Вити «…за десять рублей. С футляром!». Собственные дырявые сапоги и штопаный сюртук подождут. «Зато у Вити будет скрипка» – писал он отцу.

И ещё одна радость: Василию написали из Орла, что Виктор будет регентом семинарского хора. «Я его люблю больше всех и, кажется, он пойдёт по моей дороге» – вот реакция любящего брата.

Виктора Калиникова никогда не называли «гением». И совсем недавно в своих выступлениях я говорила, что до недавнего времени он был одним из самых забытых русских композиторов. Забытых незаслуженно, несправедливо. Винила орловских музыкантов в этом забвении, горько сожалела о долгом времени негласного запрета на исполнение духовной музыки в нашей стране. Сегодня я этого не могу сказать. Большая и красивая жизнь духовных сочинений музыки Виктора Калиникова началась более 30 лет назад с кропотливой работы преподавателя Орловского государственного института культуры Эмилии Борисовны Киреевой. Ветхие нотные листы, исписанные рукой Виктора Клинникова, было запрещено выносить из хранилищ ЦГАЛИ (Центрального государственного архива литературы и искусства), где работала Эмилия Борисовна, а ксероксов в широком обращении тогда ещё не было. Точнее, они были, но их работа находилась под пристальным надзорным оком соответствующих органов, а копирование ряда материалов, в том числе и произведений духовной музыки, было строго воспрещено. Весь свой отпуск в холодном подвале ЦГАЛИ Эмилия Борисовна вручную переписывала духовные произведения Виктора Калинникова, так как было совершенно очевидно, что это – чистые перлы в сокровищнице русской духовной музыки, стоящие в одном ряду с литургическими хорами П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Гречанинова, П. Чеснокова, А. Архангельского, но отличавшиеся особой лиричностью, теплотой, ярким песенным началом, мелодическим богатством и проникновенностью. Большая часть духовного наследия Виктора Калинникова была издана и исполнялась до революции 1917 года, но после революции эта музыка не только не исполнялась, но была попросту забыта и, увы, на долгое время… 

Переписанные от руки ноты духовных хоров Виктора Калинникова ещё некоторое время ждали своего часа, но с выходом на концертную сцену Ансамбля духовной музыки «ЛИК» (ныне – Орловского губернаторского камерного хора «ЛИК») в конце 80-х – начале 90-х годов они, наконец, обрели своё «звуковое» воплощение. К настоящему времени «ЛИК» исполнил практически все духовные сочинения Виктора Сергеевича, некоторые из исполненных хоров вошли в Фонд записей Орловской государственной телерадиокомпании, записаны на компакт-диск коллектива. 

«Хочу, чтобы музыка моя распространялась…» – это слова П.И. Чайковского. Пожалуй, это желание присуще каждому композитору. Думается, что музыка нашего дорогого земляка – Виктора Сергеевича Калинникова, – во многом благодаря усилиям орловских музыкантов наконец-то обрела должную известность, заняла своё, почетное место.

В прошлой статье уже было сказано, что все в семье Калинниковых очень любили музыку. Музицирование в их доме было постоянным занятием и на музыку все члены семьи смотрели не как на развлечение, а как на серьёзное культурное дело. Вот фрагменты писем Василия Калиникова разных лет к отцу: «Вчера я получил письмо из Орла от Вити. Прекрасный он малый, жаль только, что принужден тереться пока в этой семинарии. Но да, Бог даст, всё устроится, были бы только здоровы».

Ещё: «Ула́жу Витю в консерваторию и под своим руководством постараюсь возможно лучше поставить его…»

«Он ведь очень способный малый и потому я ручаюсь за успех».

«Витя в восторге от Москвы и в особенности от храма Спасителя… Пожелайте успехов».

К сожалению, мы располагаем скудными сведениями о Викторе, немного большими — о Василии Калинникове. Им не было присуща привычка к самоанализу, писанию дневников и обширных посланий к друзьям и знакомым. Не было ни времени, ни охоты вследствие постоянной нужды и заботы о хлебе насущном: «…надеюсь так или иначе устроить денежные дела… придумаю что-нибудь, выпутаюсь и Витя будет учиться».

«Я спокоен и доволен, что могу сдержать своё слово относительно Вити. Экзамен Витя сдал прекрасно и получил ПЯТЬ… Каждый вечер ходит со мной в театр, а днями… путешествует по родным музеям, кабинетам, дворцам… Он весьма весёлый человек и своей весёлостью заражает всех».

«Дали ему казённый гобой, и он теперь целые дни на нём дудит так, что всю душу у меня вытянул…»

«Живём помаленьку. Голодать ещё не голодаем, но всё же терпим небольшую нужду. Деньги, взятые из дома… давно уже утекли… Виктор благодушествует. Весел и беспечен, как Беранже, и твердит постоянно, что он у меня, как у Христа за пазухой»

«Извините, что долго не отвечали: у обоих не было свободной минутки… Витя теперь тоже много работает… достал ему переписку срочную… сидит, скрипит пером на всю Москву. Хочет заработать к празднику на сапоги, которые у него скоро обратятся в решето…»

Увы, переписка между братьями не сохранилась. Но есть одно письмо и телеграмма Виктора к преподавателю, другу, благодетелю – Семёну Николаевичу Кругликову. Приведу несколько предложений выборочно: 

28 декабря — «…Васю я застал в очень скверном положении… временами начинает говорить о своих похоронах… Деньги очень нужны… Пришлите, родной… поторопите Станиславского с… концертом в Васину пользу… Простите за дурацкое письмо: на душе слякоть».

29 декабря – «…в 7 ч. утра Вася скончался».

 

Эпилог. 

У столь разных и столь похожих, столь дорогих для нас братьев в жизни было много работы, много борьбы с нуждой, доходящей до нищеты. Были песни, которые они писали на одни и те же стихотворные тексты и посвящали друг другу, была братская любовь – пример нам всем, были удивительные любящие и преданные женщины, была судьба, которая не дала им детей, была болезнь, которая долго мучила и убила обоих… Но над всем этим царила великая МУЗЫКА – чистая, искренняя, трогательная, обращенная к Богу, душам людей. Теперь эта музыка – наше бесценное наследство. Облеченная в звуковую плоть человеческих голосов, она даёт нам опору в невзгодах, силу в преодолении жизненных трудностей и неумолимо приводит каждого, относящегося к ней с вниманием и любовью, к вечной красоте высшего, горнего мира. 

 Ольга Гарбар