Ещё до того, как я услышала игру Лауреата международных конкурсов пианиста Олега Полянского, мне хотелось ассоциировать название статьи о нём с названием одного из знаменитых листовских этюдов – «Вечерние гармонии». Но после концерта, под влиянием эмоций, вызванных музыкой, моему скромному отзыву хочется дать другое название:

«Блестящая кульминация»

Зал Орловской государственной филармонии 22 октября был полон. Пришли, пожалуй, все пианисты города, потому что концерты музыкантов такого высокого уровня необыкновенно интересны, долго помнятся и обсуждаются. Пришли, чтобы получить удовольствие от великолепного исполнения, причастности к действу, от яркой индивидуальности музыканта и самобытной трактовки произведений.

Олег Полянский – известный музыкант, Лауреат множества международных конкурсов, участие в которых венчает конкурс им. П.И. Чайковского (1998), солист знаменитых оркестров мира, регулярный гость многих международных фестивалей. Своими учителями он считает трёх великих музыкантов: Александра Александрова в Институте имени Гнесиных (ныне – РАМ им. Гнесиных, г. Москва), Сергея Доренского в Московской государственной консерватории и Павла Гилилова в Высшей школе музыки в Кёльне. Преподавая там же, в Кёльне, с 2007 года Олег Полянский является доцентом кафедры специального фортепиано.

Слушателей привлекло не только имя известного музыканта, но и программа, по общему признанию необыкновенно сложная и интересная. Она была полностью посвящена 200-летию со дня рождения Ференца Листа – гениального композитора, виртуоза, заложившего основы современного пианизма.

Вспомним – «Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая» (В. Стасов).

«Трансцендентные этюды» сразу, без предисловий показали исполнительский масштаб музыканта. Мощно, крупно, каждый звук значимый, ничего проходящего, второстепенного, без лишних сантиментов, может быть, чуть суховато, не давая слушателям перевести дыхания – так началось первое отделение концерта. Эта музыка более известна музыкантам, но «Венгерская рапсодия» №2 – всеобщая любимица, продолжила и завершила первое отделение концерта. Как описать исполение?… эти оттяжки, это медленное раскручивание пружины повествования, всплеск умопомрачительного идеально исполненного пассажа, бисер репетиций в высоком регистре и вновь сдержанность суховатого танцевального ритма, новый всплеск, приводящий к, казалось бы, невозможному накалу чувств, требующему разрешения, но… новый вздох, новый вихрь, полёт пассажей и фантазии. Это можно сравнить с игрой гениального театрального актёра, который ведёт свою роль многослойно, с подтекстами, со вторым и третьим планами. Всё красочно, зримо, образно, виртуозно в техническом и эмоциональном смыслах (на этом фоне совсем неважным показалась ошибка музыканта в тексте). При постоянной смене мелодических тем, пестроте ритмов «Рапсодия» не растеряла единства формы, единства мысли, которую можно выразить как «…восторг и безграничная любовь Ф. Листа к культуре своего народа».

Второе отделение принесло новые эмоции и удивление.

«Грёзы любви» – и перед нами нежнейший, мечтательный поэт, романтик. Известнейшая музыка и увлекла, и завлекла, и увела…и возвращаться не хотелось. Но в беседах с музыкантами после концерта обязательно упоминалась «Долина Обермана». Исполнение этого произведение произвело огромное впечатление на всех – вдумчивое повествование с поистине МХАТовскими «звучащими» паузами, скорбный рассказ, объём звука, объём чувств, страдания романтика и мужественная сила – что поставить на первое место в описании этого исполнения? А ещё потрясающее rubato, речитатив, игра регистрами – во всём этом можно было просто раствориться.

«Утешением» пианист наслаждался сам, это было видно, и это передалось слушателям. Как говорится, комментарии излишни.

Виртуознейшее произведение, требующее огромных физических и эмоциональных сил, было припасено на финал: Фантазия на темы из оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан». Музыка очень известная, искренняя и искромётная, с блестящими пассажами была исполнена с потрясающим темпераментом, накалом чувств, иногда с юмором, граничащим с карикатурностью, огромной любовью к Листу и преклонением перед гением Моцарта. И хотя М.И. Глинка высказывал Францу Адамовичу (так он называл Ф. Листа) своё несогласие с транскрипциями и парафразами на темы, звучащие в оркестровом исполнении, объясняя это усечением тембрального звучания, всё-таки это было великолепно! Блестяще! Восхитительно! Остаётся только удивляться и восторгаться профессионализмом, выносливостью Олега Полянского – ведь это был его второй концерт за этот день (днём он выступал в Детской школе искусств во Мценске).

Из года в год мы стараемся расширить географические и жанровые рамки фестиваля «Орловская музыкальная осень», хотим, чтобы музыкантов уровня О. Полянского услышало как можно большее количество любителей музыки. Наш филармонический зал, к сожалению небольшой и не слишком комфортный, в этот вечер не смог вместить всех желающих послушать концерт. И всё-таки мы считаем этот концерт БЛЕСТЯЩЕЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ фестиваля «Орловская музыкальная осень»! Кульминацией, но не финалом. Впереди ещё много интересного!