Филармонический сезон закрыт. Сезон закрыт ???…
Вот сейчас всё бросим и перестанем работать))) Как бы не так! Бездействия в пандемию нам хватило с лихвой. Концерты джазовой, авторской музыки, праздничный – ко Дню России, участие в акции «Гимн России» хора «ЛИК», фееричный Rock Symphony!.. Осваиваем роли Зайчиков, Поросят, Козлят и прочего зоопарка в музыкальных сказках для детей в летних лагерях отдыха)
Короткий отпуск и…
Мысли уже о новом сезоне. До официального концерта-открытия, планируемого на 26 сентября, мы с вами встретимся 4 августа, в канун Дня города – прямо на пешеходной зоне, около филармонии. Для нас это стало традицией – выходить на улицу и петь для всех желающих-гуляющих-проходящих мимо и приходящих специально. Петь песни о городе, о Родине и воинском подвиге, о красоте созданного Богом мира, о любви. Фольклорный ансамбль «Каравай», Орловский губернаторский хор «ЛИК», солисты филармонии… Мы любим это общение с вами, дорогие друзья, любим ваши танцы под наши песни, ваши песни под нашу музыку, а, главное – ждем радости настоящего живого общения, не разделённого границей сцены.
Симфонический оркестр. У него особая миссия в нашей жизни. Особая миссия на открытии концертного сезона – Сергей Рахманинов. Весь следующий год для музыкального мира – это год Рахманинова (150 лет со дня рождения и 80 лет с года кончины). Николай Метнер (1880 – 1951). Два великих человека XX века. В чём-то их судьбы схожи – оба прошли через геенну непонимания, обвинений в «старомодности», скучном традиционализме, при этом оба стали великанами эпохи, шагнувшими в вечность. Удивительно, что в своё время музыка обоих композиторов показалась консервативной (так и писали музыкальные критики), а спустя время зазвучала современно, причём современно для каждого нового этапа жизни и развития музыкального искусства. Эта музыка постепенно начинает принадлежать всем временам, а это, пожалуй, и есть главный критерий классики.
Оба композитора вынужденно покинули Россию в смутные годы нового времени, вошли в когорту эмигрантов. Николая Метнера буквально «выдавливали» из страны, отказав даже в визе для проведения организованного концерта в Москве, пояснив, что это – навсегда. Если о Рахманинове пусть и мало, но всё же писали, то о Метнере не было тогда известно ровным счетом ничего. Его музыку продолжают открывать для нас до сих пор.
Десять лет творческого молчания С. Рахманинова в эмиграции – это десять лет «нерождения» музыки. Творческие кризисы случались и здесь, в период, казалось бы, благополучных обстоятельств (после провала Первой симфонии и душевного кризиса, связанного с этим, трудно далось решение написать Вторую симфонию. Она прозвучит в нашем концерте). Но вне Родины Рахманинов писать не мог очень долго. Он молчал, когда в душе его не было отклика.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Темы его главных произведений – суть темы его жизни, неповторимые темы неповторимой жизни.
Рахманинов и Метнер – неотъемлемая и абсолютно органичная часть именно русской музыкальной культуры.
Когда в 1943 году умер Сергей Рахманинов, Метнера, который к тому времени давно уже обосновался в Лондоне, попросили выступить по радио. В трагический момент он не мог найти в себе силы, чтобы говорить, но затем все же решился, а позже написал о друге статью. И уже после того, как в предисловии к этой передаче Метнер услышал, что сейчас выступит «немецкий композитор Николай Метнер», он сразу же написал на радио протестующее письмо. Смысл его таков: «Я – русский композитор, я родился в России, вырос на русской культуре, говорю по-русски и думаю по-русски». Он сказал тогда: «Я никогда уже не стану эмигрантом». Во время войны Метнер повесил над столом карту, расставляя на ней флажки, следил за ходом военных событий, необычайно переживал и писал родным, что «чувствует себя словно в Москве». Рахманинов послал в Россию вагон медикаментов, но и Метнер при своей фантастической бедности, чем мог, тоже помогал своей стране. Для него Россия была и оставалась всем.
Метнер очень высоко ценил творчество Рахманинова и за его необыкновенную способность раскрыть в музыке прекрасное: «Что меня всегда поражает в Рахманинове, при исполнении каждой новой его вещи, так это красота, настоящее излияние красоты. Однако, это достойно всякого сочувствия, – что он красоты в музыке не стыдится и не боится ее нагнетать В таком большом количестве». Рахманинову Метнер посвятил второй фортепианный концерт, тот самый, который прозвучит в нашем концерте на открытии нового сезона.
В свою очередь Рахманинов очень высоко ценил Метнера, называя его «самым гениальным из всех современных музыкантов», и неоднократно подчеркивал, что произведения этого действительно великого композитора «изумительно свежи и современны». Он говорил, что Метнер – один из «тех редких людей, – как музыкант и человек, — которые выигрывают тем более, чем ближе к ним подходишь. Удел немногих!». Рахманинов старался пропагандировать творчество Метнера, включая его произведения в программы своих концертов в России и за границей. Вот еще несколько штрихов к портрету Сергея Рахманинова. Он был прозорлив, когда говорил: «Николай Карлович, вы – первый в русской музыке. Я скучаю, когда долго не слушаю вас. Мне вас не хватает». Рахманинов всегда искренне оберегал, а порой и спасал Метнера, незаметно для него помогая в непростых жизненных ситуациях. Метнеру Рахманинов посвятил свой четвертый фортепианный концерт.
Вот такие имена.
Вот такая музыка у нас впереди.
Мы ждём и надеемся только на хорошее. Вы с нами? А мы и не сомневались))
До встречи на концерте!
Ваша Ольга Гарбар.