31 мая Орловская государственная филармония завершает очередной концертный сезон. Затрудняюсь назвать нумерацию, так как не знаю, можно ли считать «сезоном» почти годичное молчание «живой» музыки в нашем городе (да и не только в нашем). Но это не означает прекращение встреч с детьми в летних лагерях отдыха (конечно, с соблюдением всех предписанных правил), мы не можем не петь прекрасных песен в День России 12 июня, а 16-го июня наших слушателей ждёт сюрприз, от которого у нас самих захватывает дух – «ROCK SYMPHONY» с участием двух губернаторских коллективов и орловских солистов!

А вот официально завершить сезон (хоть и номинально) мы хотим в чисто филармоническом стиле. Готовятся к исполнению Четвёртый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена и Вторая симфония Йозефа Раффа, так редко исполняемого композитора. Солистом выступит наш гость из Нижнего Новгорода, выпускник Лондонского Королевского колледжа музыки, лауреат международных конкурсов пианист Никита Абросимов, чей приезд ожидался давно, неоднократно анонсировался, и отменялся из-за пандемии.

Итак, концерт откроет Концерт… и это не тавтология. Термин «концерт» происходит от итальянского слова «concerto», которое переводится как «гармония», «согласие», а итальянское «concertare» имеет первооснову в латыни – certatim, что означает «состязаться». В современном понимании слово «концерт» означает не только публичное исполнение музыки, но и особый жанр самих музыкальных произведений, в котором солист (или несколько солистов) не только «соревнуются» с аккомпанирующим оркестром, но также взаимно дополняют друг друга. Концерт как жанр появился во второй половине XVII века. А в творчестве «венских классиков» – Гайдна, Моцарта, Бетховена, – утвердилась трёхчастная форма концерта, актуальная по сей день: быстро – медленно – быстро… хотя могут быть варианты)))

Людвиг ван Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4
соль мажор, oр. 58 (в 3-х частях)

Четвёртый концерт Бетховен завершил летом 1806 г. Впервые сочинение прозвучало на музыкальном вечере во дворце князя Лобко́вица. Композитор сам играл по рукописию (к сожалению, она не сохранилась). Публичная премьера Концерта состоялась ещё через год в рамках очередной академии Бетховена и оказалась сопряжена с определёнными трудностями: Бетховен терял слух, и сомневался, что сам сможет исполнить концерт. Он попросил об этом одного своего ученика. Когда до выступления оставались считанные дни, пианист отказался. Он предложил композитору исполнить его предыдущий фортепианный концерт. Бетховен счёл себя оскорблённым, так как ему показалось, что пианист не одобряет само произведение. Композитор вновь обратился с аналогичной просьбой об исполнении Четвертого концерта к другому своему ученику, тот согласился, но за день до выступления заявил, что не сможет его исполнить и тоже предложил исполнить Третий. Бетховен понял, что если новое произведение не исполнит он сам, то этого не сделает никто. Исполнение Концерта №4 стало для композитора последним публичным выступлением в качестве пианиста.

Премьера Четвёртого концерта не стала триумфом – публика холодно приняла его. Увы, сочетание в одном концерте четырех крупных премьер стало тяжелым испытанием для публики. Возможно, причина заключалась в том, что в рамках той академии Бетховен представил премьеры четырёх крупномасштабных произведений – наряду с Концертом впервые прозвучали Пятая симфония (!), Шестая симфония (!) и Хоральная фантазия (!). Воспринять всё это в полной мере слушателям было нелегко, но… могла сыграть определённую роль и необычность произведения: Концерт №4 иногда называют «жаворонковым» из-за первой части – впервые в истории музыки фортепианный концерт начинает солист. И это не столько традиционное соревнование солиста с оркестром, сколько их вдумчивый и напряженный диалог. Диалог даже не с кем-то, а с самим собой, который начинается с «высказывания» солиста. Речь не закончена. Её подхватывает оркестр, обращает в минор, тема ширится, разрастается, возвращается в мажор и, наконец, излагается полностью. Такое начало было необычным, новаторским. 

Из всех фортепианных концертов Бетховена концерт №4, соль-мажор – самый лиричный. Разумеется, речь идёт о бетховенской сдержанной и углубленной лирике. Это, конечно, не значит, что концерт вовсе не предоставляет солисту возможности блеснуть фортепианной техникой. Традиционная виртуозность полностью сохраняет свои права, только она не выступает на первый план. В концерте щедро рассыпан тематический материал, особенно в первой части. Считается, что драматическую вторую часть концерта Бетховен написал под впечатлением от некой картины, на которой изображён Орфей, усмиряющий своим

пением фурий. Он просит у подземных владык о снисхождении к Эвридике. В музыке это выражено весьма живописно и зримо. Третья часть звучит радостно и беззаботно. Танцевальная по характеру партия, построенная на сопоставлении оркестра и солиста, сменяется темой песенного характера. Заключительная партия предваряется каденцией, небольшим сольным виртуозным разделом, построенном на материале тем концерта. Благодаря этому, каденция ещё больше сливается с формой сочинения в целом. Сохранились два каденционных варианта, написанных Бетховеным в 1809 г. Существуют и другие каденции, созданные для этого Концерта Кларой Шуман, Феруччо Бузони и другими пианистами. Какую каденцию будет исполнять Никита Абросимов? – сохраним эту тайну до его выступления.

При жизни Бетховена Четвёртый концерт больше не исполнялся ни автором, ни другими пианистами. Он был оценён по достоинству лишь после смерти композитора. Извлеченный из забвения молодым Феликсом Мендельсоном и исполненный им же в Лейпциге в 1836 году, концерт имел блестящий успех. Присутствовавший на его исполнении Роберт Шуман был так впечатлен сочинением и талантом интерпретатора, что, по его словам, «сидел на месте, затаив дыхание и боясь пошевелиться».

В заключение хотелось бы вспомнить слова Сергея Прокофьева об этом произведении: «…Только духом, не органами чувств, можем мы познавать настоящее, истинное. Бетховен сочинял гениальную музыку и играл её окружающим. У них были отличные уши, но они не понимали того, что играл им этот глухой чудак, и думали, что он играет нелепость, потому что он глух. И что же? – глухой человек слышал красоту не ушами, но духовным путём, а люди с острым слухом слушали всеми ушами – и не слышали её…»

Будем и мы слушать красоту «ушами и духовным путём», «…затаив дыхание и боясь пошевелиться».

Во втором отделении концерта прозвучит Симфония №2 до-мажор Йозефа Раффа, соч. 140.

Йозеф Рафф  «немецкий композитор, сын органиста», пишет о нём музыкальная энциклопедия, посвятившая ему всего несколько строк и завершает словами: «…произведения Раффа в своё время пользовались известностью и были репертуарными в различных европейских странах». И ни-че-го о нагретых солнцем соснах и прозрачном альпийском воздухе, о любви и весенних звуках в его музыке. Большинство его симфоний (а их у него одиннадцать) имеют собственные названия: «К Родине», «В лесу», «Леонора», «В Альпах», «Весенние звуки»,«Летом» …

Его жизнь полностью протекала в 19 веке. Он не получил специального музыкального образования. Родители с детства не готовили его к музыкальной карьере, и до 18 лет он воспитывался в гимназии в Вюртемберге, затем в иезуитском лицее, где изучал филологические, математические, философские науки, он был вынужден зарабатывать педагогической работой… на музыку, к которой так влекло, но времени почти не оставалось. Всё-таки он брал уроки, был в значительной степени самоучкой. Первые опыты своего музыкального творчества были опубликованы по одобрению и рекомендации самого Ф. Мендельсона (!), получили положительные оценки самого Р. Шумана (!). Успех вдохновил и, несмотря на сильное противодействие родных, побудил Раффа полностью посвятить себя музыке.

Большую поддержку Раффу оказал также Ф. Лист, у которого он три года работал помощником. 

Три оперы, сюиты, увертюры, в том числе к пьесам У. Шекспира. Произведения для инструментов с оркестром, трио, квартеты, концерты, транскрипции произведений Баха, Генделя, песни, дуэты, хоры… 

По истечении времени Рафф стал первым директором консерватории во Франкфурте-на-Майне. Основал специальный класс для женщин-композиторов и привлек Клару Шуман и других выдающихся музыкантов в качестве музыкальных педагогов. Сам, будучи преподавателем композиции, воспитал ряд талантливых композиторов и музыкантов. Умер Й. Рафф в 1882 году. Городской магистрат объявил могилу могилой чести. При жизни он считался одним из самых востребованных композиторов в немецкой культурной сфере и был поставлен современными комментаторами в один ряд с Вагнером и Брамсом. Кстати, выдающимся исполнителем музыки Раффа был русский музыкант, композитор, ученик Ф. Листа, А. Зилоти. Потом интерес к творчеству композитора постепенно стал угасать, и вскоре его произведения, которые еще на рубеже ХХ века были достаточно популярны, были забыты. 

Сейчас произведения Йозефа Раффа исполняются очень редко. В концертах нашего оркестра его имя также звучит впервые.

Симфония № 2 одна из трех симфоний Раффа, не имеющая описательного названия, он посвящена герцогу Эрнесту II. Её построение классично, она состоит из четырёх частей: Allegro, Andante con moto, Allegro vivace и Andante maestoso. Allegro con spirito.

Эта симфония, написанная в 1866 году и премьера которой состоялась в 1867 году, вместе с другими ранними симфониями композитора объясняет репутацию Раффа в 1860-х и 70-х годах как ведущего симфониста эпохи. Разнообразие и совершенство стиля, мелодическая изобретательность, мастерство оркестровки и поэтическая привлекательность этой симфонии во многом послужили формированию высокого мнения, которое тогда сложилось о Раффе как о симфоническом композиторе. Последние симфонические произведения Шумана и Мендельсона были написаны в 1840-х годах, а Первая симфония Брамса появится только в 1876 году. В 70-х годах и позже появятся основные произведения поздних романтиков – Брамса, Дворжака, Чайковского. Брукнер был в то время вообще неизвестен, так что в этой ситуации Йозеф Рафф оказался в то время едва ли не единственным заметным симфонистом.

Это – открытая, солнечная работа, с пасторальным чувством, но не лишенная серьезности. Первая часть симфонии открывается прямым изложением основной темы, звучащей у кларнетов и альтов. Уверенное и радостное настроение этого движения поддерживается переходом ко второй теме, которая продолжает то же настроение. Медленное движение второй части имеет скорее религиозный характер, более созерцательный, чем трагический. Третья часть представляет собой изящно исполненное скерцо, обволакивающее трио. Эту часть часто сравнивают с образами мендельсоновской музыки, но подчёркивают, что у «… Раффа бегущие лесные существа, а не мендельсоновские феи».  Заключительная часть открывается протяжным и довольно величественным Andante maestoso, а затем коротким переходом к самому Allegro con spirito. Эта главная часть движения вводит собственно первую тему и завершается её бурным пересказом, как пишут: «…соответствующим образом дополненной и приукрашенной».

Слушаем. 
Наслаждаемся. 
Размышляем. 
Переживаем.
Радуемся возможности соприкоснуться с ПРЕКРАСНЫМ.
До встречи на концерте!

Ольга Гарбар