Родион Замуруев и Виктор Чернелевский

«Это – не работа, это — стиль жизни…»
«Это – не профессия, это диагноз…»
Родион Замуруев (из интервью «Смоленской газете»)

Вот с таким «диагнозом» 19 февраля вновь выйдет на сцену Орловской государственной филармонии московский скрипач Родион Замуруев:

Стипендиат фонда Мстислава Ростроповича (грант имени Д. Ойстраха)
Лауреат Всероссийского конкурса скрипачей — 3-я премия (1997)

Лауреат международного конкурса скрипачей имени Тибора Варги в Сионе (Швейцария) — 4-я премия и специальный приз за лучшее исполнение современного сочинения (1998)

Лауреат международного конкурса скрипачей имени Рудольфа Липицера в Гориции (Италия) — 2-я премия и специальный приз за лучшее исполнение сольных сонат и партит И.С. Баха (1999)

Лауреат международного конкурса скрипачей имени Ж. Роджистера (Вервье, Бельгия, 2000)

Лауреат международного конкурса скрипачей имени Луиса Сигала в Вина дель Мар (Чили) — 2-я премия и Специальный приз публики (2000)

Лауреат XIII международного конкурса скрипачей имени И.С. Баха (Лейпциг, Германия, 2002)

***

А это расширенный «диагноз»:

Родился в 1969 году в Петрозаводске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру по классу профессора И.В. Бочковой. Концертирует с семи лет. Выступает с сольными программами, играет с оркестрами и в камерных ансамблях различных составов. Дает концерты в престижных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а также в Испании, Германии, Италии, Франции, Люксембурге, Бельгии, Швейцарии, Греции, Чили, Турции, Китае. Выступал в качестве солиста с Государственным симфоническим оркестром под управлением Марка Горенштейна, Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы, оркестром Vino del Mare (Чили), камерным оркестром Лейпцига, Белградским филармоническим оркестром, Литовским симфоническим оркестром, а также с оркестрами многих городов России (Рязань, Нижний Новгород, Петрозаводск, Самара, Саратов, Белгород, Орел, Ярославль и т.д.). 

А вот вместо «и т.д.» напишем: концерты Родиона с Орловским губернаторским симфоническим оркестром всегда – незабываемы!.. Фееричное впечатление, ощущение «сжатого времени», хотелось слушать ещё и ещё!.. Тем более ожидаемым становится камерный концерт музыканта, который пройдет на сцене Орловской филармонии 19 февраля.

Обширный концертный репертуар Р. Замуруева включает в себя сочинения композиторов разных эпох и направленийь – от Баха и Вивальди до Пярта и Губайдулиной. Особое место в репертуаре скрипача занимают произведения современных авторов (некоторые из них специально написаны и посвящены Родиону Замуруеву). Музыкальные критики неизменно отмечают незабываемый, очень индивидуальный исполнительский стиль Р. Замуруева, широкий диапазон его интерпретаций и безупречное владение инструментом.

В 2002 году Родион Замуруев создал ансамбль «Мобилис». Ансамбль гастролирует, пользуется большим успехом и радушным приемом в России и за рубежом, записывает компакт-диски. Возможно, и мы когда-нибудь послушаем этот ансамбль у нас. Скрипач дает мастер-классы во Франции, Люксембурге, Бельгии, Португалии, Греции, Турции, России, Украине. Он является постоянным приглашенным преподавателем в Парижской национальной консерватории (класс профессоров Бориса Гарлицкого и Игоря Волошина).

 

– Мне нравится общаться со студентами, потому что они всегда правы. Это наше будущее – те, кто унаследуют Землю. И это ощущение бесконечности и надежды. 

– На мой взгляд, педагог – не икона, перед которой нужно стоять на коленях. Это всего лишь старший коллега, и он в какой-то момент вполне может начать учиться у тебя.

– Надеюсь, они станут смелее, чем мы. И свободнее. Ведь только если человек свободен, он может быть личностью, заниматься искусством, делать что-то значимое…

Отношение к делу своей жизни, я бы сказала – миссии, инструменту очень точно музыкант выразил в интервью «Смоленской газете»:

 Я скрипач. Знаете, что такое скрипка? Она была сделана в XVI веке в Италии, на ней играли в церкви. Через звук скрипки люди общаются с Богом. Это не значит, что я фанат, религиозный человек. Но задачи искусства, думаю, тесно связаны с религиозными. И когда ты понимаешь это, то возникает совершенно другое отношение к музыке.

И далее:

Я очень люблю играть. И если меня приглашают туда, где люди хотят услышать скрипку (может быть, впервые), то с удовольствием еду. Передвижничество в русской традиции. Россия необъятная. Москва и Санкт-Петербург — лишь небольшая часть страны. Нельзя, чтобы все искусство было сосредоточено только в этих двух точках. Люди нуждаются в хорошей музыке и принимают нас с большой теплотой. Я готов играть везде. Это моя профессия. Я должен быть на сцене.

В таких концертах, часто несправедливо, в тени остаётся второй участник концерта. Пианист, композитор Виктор Чернелевский.

Его «диагноз» таков:

Специальная премия жюри Международного конкурса пианистов Paloma O’Shea (Сантандер, Испания), 1984.

Премия за лучший аккомпанемент на Международном конкурсе им. Людвига Шпора (Фрайбург, Германия), 2000.

Член Союза композиторов России

С отличием закончил Московскую консерваторию как пианист и как композитор. Выступает во многих городах России и за рубежом (в Германии, Италии, Франции, Люксембурге, Бельгии, Португалии, Турции), принимал участие в Международных музыкальных фестивалях. Значительную часть репертуара Виктора Чернелевского, наряду с произведениями Шопена, Брамса, Шумана, Бетховена, Рахманинова, Ляпунова, Прокофьева, составляют произведения современных композиторов, а также собственные сочинения.

Им осуществлено множество фондовых записей на радио, включая редко исполняемые «12 этюдов высшего исполнительского мастерства» С. Ляпунова, а также сочинения современных композиторов – С. Беринского, И. Голубева, Н. Ракова и других.

Важной миссией исполнительской деятельности В. Чернелевского становится пропаганда академической российской музыки XX – XXI вв. На фестивалях, в концертах исполнено более 150 произведений наших современников – А. Чугаева, Э. Денисова, И. Голубева, В. Екимовского, Е. Кожевниковой, С. Беринского, С. Жукова, А. Муравлёва, А. Лемана, Б. Гецелева, В. Тарнопольского, Г. Уствольской, А. Шелудякова, М. Мильмана, М. Шмотовой…

От этого творческого дуэта слушатели всегда ждут сюрпризов. И, как правило, дожидаются. Родион Замуруев говорит о своём партнёре:

 – Все обработки у нас делает пианист и композитор Виктор Чернелевский (имеется в виду, обработки для ансамбля «Мобилис»). Он – профессионал в этом и может слышать то, что у меня не получается.

Я как-то попытался сделать обработку Стравинского. И мне даже показалось, что сделал очень хорошо. Но пришёл Виктор Чернелевский, послушал и сказал: «Родион, играй на скрипочке, а всё это я переделаю». И сделал лучше. Я очень рад, что среди моих друзей есть люди, которые могут дать мне фору. И я могу смотреть на них снизу вверх.

В концерте 19 февраля прозвучат произведения И.С. Баха, П. Хиндемита, Й. Брамса, Л. Ван Бетховена…

– Я профессионал, и для меня композитор – некая ткань, в которую я погружаюсь. Находясь глубоко внутри процесса, я считаю каждое произведение, которое исполняю, своим. По крайней мере, всё, что сегодня звучало со сцены, – мои личные произведения. Там нет ни Вивальди, ни Баха – только Родион Замуруев. И я говорю об этом открыто, потому что вкладываю сюда смысл некого измерения, которое провоцирует меня быть вместе с гением, а не отдельно… Так что быть слушателем – это, конечно, невероятная привилегия, но и очень трудная задача. 

Завершить хочу словами Родиона Замуруева из того же интервью. Эти слова дали ответ на мои сомнения: нужно ли «рассказывать музыку» перед концертом?

–  «Если музыка не делает людей лучше, может, она не нужна?Ведь когда слушатель приходит на концерт неподготовленным, для него это просто «развлекуха». А подготовленность в данном случае – вопрос воспитания: в семье, в детском саду, в школе…»

До встречи на концерте!

Ваша Ольга Гарбар