265 лет со дня рождения и 230 лет со дня смерти В.А. Моцарта

(27 января 1756 –5 декабря 1791)

 

Его полное имя при рождении – Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Потом он поменял греческое Теофилус (т.е. Возлюбленный Богом) на латинское Амадео (с тем же значением) и называл себя на итальянский манер – Вольфганго Амадео.

Многое в его музыке выросло из гениального мира детства. В четыре года он учил маленькие менуэты, в пять – он уже сочинял их сам. Его слух был настолько тонким, что он различал четверти тона и настолько чувствительным, что от звука трубы под сурдинку падал в обморок. В шесть — его повезли в первое концертное турне, где он поражает искусством игры, сочинительства, импровизации на любые темы, в любом стиле, в любом темпе, успевая во время игры погладить кошку. Он забирается на колени к императрице и расцеловывает её в обе щеки. А вот императору, который играл на скрипке, пришлось выслушать критику шестилетнего карапуза: «Фу! Это было фальшиво!..»

В двенадцать он пишет первую оперу и руководит оркестром музыкантов втрое старше себя. Юношей, прогуливаясь по Ватикану, он зашёл в капеллу, услышал красивую музыку – девятиголосное духовное произведение для двух хоров звучало около часа. Ноты этого произведения строго охранялись, переписывание запрещалось, и исполнялось один раз в год. Придя домой, Моцарт записал эту музыку по памяти! Просто ему захотелось, чтобы у его сестры Нанерль были ноты, которые есть только у Папы Римского. 

Он как-то высказал гениально-простую мысль: «Если музыка не прекрасна, то это не музыка». Сочинять, играть для него – всё равно, что дышать. Его музыка как дар природы: каждая фраза звучит так, как она ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ. Всё пропитано теплом его чудесного сердца, согрето лучами солнечно-ясного гения.

О Моцарте можно говорить как о ПЕРВОМ СВОБОДНОМ КОМПОЗИТОРЕ. Но за эту свободу он заплатил унижением: архиепископ Зальцбурга (даже не он, а его секретарь) дал ГЕНИЮ пинок (в прямом смысле слова), его спустили с лестницы.  Конечно, не слишком изящный запуск на орбиту карьеры свободного художника… Но ведь сработало! Ему было 25 лет. Он умер в 35. Десять лет свободы!

О Моцарте часто говорят «божественный», «солнечный», «лучезарный»… Но сам он говорил: «Достичь небес – это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь! Поэтому, оставьте нас быть людьми».

Но когда он успел стать другим? Что́ изменило его? – Нищета? Болезни? Унижения? Четыре детские могилы?.. Когда в его музыке открылась пугающая глубина? – Ждёшь восторга, а он оборачивается… печалью. Казалось бы, музыка должна развлекать, услаждать слух, а он оголяет душу, будоражит нервы… Такого Моцарта не поняли и не приняли. Очень скоро наступит время страдания и бунта в музыке – с приходом Бетховена, уже после того, как Моцарта, это Солнце положат в сосновый гроб и по третьему разряду похорон унесут зимнюю слякоть.

Жене́ – долги.
      Сальери – вечная му́ка. 
                Нам – загадка его жизни и тайна смерти.  
                                          Миру – музыка!

Мы не знаем, где похоронен Моцарт (так же, как и Бах, и Перголези). Кто-то сказал, что мы не можем этого знать, потому что этих людей не хоронили, потому что они … 

НЕ УМИРАЛИ!?

Это была бы красивая концовка моего рассказа, но я, к сожалению, — реалист: я знаю, что Моцарт написал 626 произведений и г-н Людвиг фон Кёхель проделал огромный труд – разобрал и пронумеровал их по мере появления на свет. Я знаю, что не было «чёрного человека», пришедшего взять жизнь композитора, а был реальный человек в сером – управляющий графа Вальзега, заказавший Моцарту поминальную мессу – Реквием в память усопшей жены графа. Я знаю, что не было нищеты. Были огромные гонорары и неумение распорядиться ими. А ещё… Сальери не убивал Моцарта. Он помогал ему, но… и интриговал – а кому хочется ставить под угрозу хорошо оплачиваемую придворную должность?

Печально, что так много людей страдали от того, что были близки к Моцарту (в том числе, и его сын Франц), т.к. не могли проявить свой талант рядом с ГЕНИЕМ. Сгорали, потому что слишком близко приблизились к СОЛНЦУ! Нам повезло больше: мы можем просто греться в его восхитительных лучах. Трудно представить себе мир без его музыки. Да и не хочется.

В Зальцбурге, на родине Моцарта (этот город когда-то дал ему пинка, и Моцарт старался игнорировать его) теперь городские куранты вызванивают его мелодии. Вена пыталась игнорировать Моцарта. Здесь он умер в нищете, как бродяга. В этом городе у него нет ни дома, ни могилы. Прага – единственный город, где его по-настоящему ценили при жизни. Все эти города до сих пор зарабатывают деньги на имени Моцарта. В его честь названы известные шоколадные конфеты. Что сказал бы Моцарт по этому поводу? – Наверное, любимую фразу, если ему что-то очень нравилось: «Как сладко!»

А нам остаётся, вслед за Пушкиным, повторить:

 

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…»

 

Ольга Гарбар