«Композитор – профессия рабочая…»

(115 лет со дня рождения Зары Левиной)

 

Музыка Зары Левиной сегодня звучит не очень часто. И в филармонических концертах её романсы и песни – не частые гости. А жаль… Как-то в стороне от нашего репертуара – её произведения на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, С. Маршака, А. Исаакян, С. Капутикян, Е. Долматовского, полные вдохновения вокальные циклы, вызванные к жизни классической и современной поэзией.

115 лет прошло со дня её рождения, а кажется, совсем недавно (а оказывается, уже более полувека назад!..) мы были свидетелями рождения новых произведений, телевизионных и радио- интервью с нею. 

Мои первые впечатления от музыки Зары Левиной – это песни для детей. С особенным чувством Зара Александровна относилась к детской аудитории – эти песни покоряли и покоряют светлыми, добрыми чувствами, устремленностью, благородством. Она заботилась о том, чтобы сюжет песен был интересен и не слишком труден для понимания. При сочинении детских песен она учитывала увлечения, личностные качества детей, ведь содержание песни должно быть близко к их чувствам, эмоциям, переживаниям, словом – быть понятно тому, для кого их сочиняют. Характерно и то, что произведения Зары Левиной, предназначенные для исполнения детьми, всегда адаптированы композитором для исполнения не очень опытными музыкантами, каковыми являются большинство детей.

 

«У Машеньки две ножки – одна, две!
На ножках тапки-крошки – одна, две!…
У пса четыре лапки – одна, две, три, четыре,
Нужны четыре тапки…»

 

Это песенка «Считалочка» на слова Сильвы Капутикян. Ну, разве не прелесть?!

На вопрос о выборе профессии Зара Александровна отвечала, что «…выбрала бы ту же самую, а музыкантом она была с детства, играя на подушках и стульях. Свое первое сочинение написала в восемь лет – вальс «Привет русским воинам». Свои первые сочинения Левина называла «зарисовками». Это были фортепианные пьесы, навеянные впечатлениями, связанными с природой, морем, общением с людьми.

«…Мой долгий путь в творчестве убедил меня в том, что композитор – прежде всего профессия рабочая, профессия без выходных. Творчество, на мой взгляд, сродни изобретательству: в каждом новом сочинении должна присутствовать хотя бы частица нового. Но новаторство – это вовсе не умозрительная перестановка звуков, злоупотребление внешними приемами, а новый поворот мысли, чувства. Уже одно неисчерпаемое богатство мелодий разных народов не даст остыть новаторству. Профессиональная же музыка, корнями своими связанная с народной, отражает человеческие эмоции, радости, печали и подвиги сегодняшнего дня». Я подчеркнула слова, которые особенно близки моему пониманию музыки.

Была и печальная страница в её жизни: в годы обучения Зара стала членом РАПМ, Российской ассоциации пролетарских музыкантов. Деятельность РАПМ проходила в духе «большевизации» музыкальной культуры: осуществлялся «чекистский контроль» в музыке и музыкальных учреждениях — издательствах, консерваториях, выискивались «классовые враги», «вредители в музыке», «троцкисты», «оппортунисты», «враги народа», «формалисты» и т.д. Многие образцы классической музыки, джаз были объявлены РАПМом идейно чуждыми пролетариату. И молодой композитор, приверженец классической школы, подвергалась гонениям и травле со стороны РАПМа, тяжело заболела и только после разгрома этой организации смогла возвратиться к полноценной творческой жизни.

Окончив две консерватории – Одесскую и Московскую, Зара Левина начала создавать замечательную музыку: фортепианные концерты, сонаты, фортепианные пьесы. Воспитанная на отечественной классике, ученица Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского, она видела основу современной музыки именно в народном творчестве, никогда не поддавалась влиянию преходящей моды. В своих сочинениях Левина опиралась на величайшие достижения прошлого, черпая материал для своих сочинений в национальной культуре, изучая народную песню, в которой всегда отражаются особенности своего народа. «Ведь невозможно спутать грузинскую песню с эстонской, русскую – с узбекской, армянскую – с украинской, русскую – с итальянской? В них находятся истоки творчества, неисчерпаемый источник вдохновения, разнообразия и богатства». Левина считала, что без русской народной песни не было бы М.И. Глинки и М.П. Мусоргского.

В вокальном творчестве Зары Левиной наиболее сильно проявились ее характерные черты – лирическое обаяние, мелодическое богатство, ясный, пластичный образный мир. Ей принадлежат обработки русских, белорусских, болгарских, французских, итальянских народных песен. «Весь мир, в его красках, звуках, осязаемых, видимых, слышимых, жизненные судьбы, улыбки и гримасы, страсти и настроения, грустные и веселые мысли, высокие думы – вот то море жизненных впечатлений художника, которое вдруг принимает специфические музыкальные звуковые формы».

Более 200 романсов были по достоинству оценены как слушателями, так и исполнителями, среди которых были З.А. Долуханова, Н.Д. Шпиллер, К.И. Шульженко. Первую скрипичную сонату З.А. Левиной исполнял Д.Ф. Ойстрах.

З. Левина всегда была верна своим художественным ориентирам. Товарищи по искусству любили ее за принципиальность, доброту, душевную щедрость и отзывчивость. Тихон Николаевич Хренников говорил, что Зара Александровна всегда находится в состоянии подлинного творческого горения. Годы после окончания консерватории были насыщены творческой жизнью, дружбой с Сергеем Прокофьевым, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Самуилом Фейнбергом и другими известными музыкантами.

Она трудилась на протяжении всего своего жизненного пути с непрестанной настойчивостью. Её произведения последних лет покоряют слушателей глубокой содержательностью, красотой замысла и совершенством воплощения. Ей самой, как и её музыке, всегда были присущи эмоциональная искренность, внутренняя увлечённость, нравственная чистота. В многообразную палитру советской музыки она внесла значительный и памятный вклад, который вне временных и пространственных рамок, вне зависимости от предполагаемой классификации  – «советский», «русский», «мировой», – будет нести людям красоту высоких чувств и глубину мысли.

Ольга Гарбар