«Музыкальный инструмент под названием саксофон

 не существует и не может существовать». 

Из решения суда о мошенничестве и фальсификации, 1846 год

 

***

20 марта в Зале филармонии будет звучать тот самый «несуществующий» инструмент, редкий гость в нашей афише – САКСОФОН. Играют московские музыканты, Лауреаты международных конкурсов Илья Гаврюсев (саксофон) и композитор Мария Егорова (фортепиано).

***

«Он откликался на прозвище «счастливчик». Соседи называли его «маленьким призраком».

Когда ему было 2 года, он выпал из окна второго этажа и пробил себе голову.

Когда ему было 6, он случайно выпил борную кислоту, потом проглотил булавку.

Когда ему было 9, он упал с обрыва и сломал ногу. 

Когда ему было 11, он заразился корью и пробыл в коме 9 дней.

Когда ему было 14, он сломал руку, прищемив её дверью кареты.

Когда ему было 19, ему на голову упал кирпич.

Когда ему было 23, он был на грани смерти из-за испорченного вина.

Он тонул в реке и был спасен в самый последний момент, трижды был отравлен ядовитыми испарениями от лакированных изделий, которые почему-то сушили в детской комнате. 

Когда ему было 29, он изобрёл саксофон!».

***

Адольф (Антуан Жозеф) Сакс (род. 6 ноября 1814 года — ум. 7 февраля 1894 года) — бельгийский педагог, конструктор, изобретатель музыкальных инструментов. 

Он усовершенствовал многие духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров — «саксгорны».

Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. 21 марта 1846 года он подал заявку на патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами». Патент был получен 20 июня 1846 года.

За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вёл класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса. Он становился банкротом в 1852, 1873 и 1877 годах — и это при том, что в его мастерских работало почти сто человек, которые за 17 лет изготовили 20 тысяч саксофонов. Умер Сакс в бедности, в 1894 году. Не дожив всего несколько лет до появления джаза. Был похоронен на кладбище Монмартра.

***

Имена Клода Дебюсси и Сергея Рахманинова хорошо известны посетителям наших концертов, и я не буду останавливаться на них. Произведения Марии Егоровой, которая также будет исполнять партию фортепиано в концерте – пусть будут сюрпризом.

А вот имена других композиторов, «участников концерта», мало известны. Вот краткая справка о них:

Жюль Огюст Демерссма́н — французский флейтист и композитор 1-й половины XIX века.

Один из первых французских композиторов, написавших музыку для только что созданного тогда саксофона.

Эжен Жозеф Бозза́  французский композитор и скрипач. Полностью принадлежал XX веку (умер в 1991 году). Один из самых плодовитых авторов камерной музыки для духовых инструментов. Среди произведений Бозза́  пять симфоний, оперы, балеты, большое хоровое произведение, музыка для духового оркестра, концерты и много произведений для духовых ансамблей.

Альфред Дезенкло́ (умер в 1971 году) французский композитор XX века. Дезенкло называл себя «романтиком». Его музыка очень выразительна, атмосферна и основана на строгой композиционной технике.

Педро Итурра́льде — испанский саксофонист, педагог и композитор (умер в 2020 году). Классик испанского джаза. Любил эксперименты смешивания фламенко и джаза. Стиль игры Педро Итурральде может быть обозначен как классический с включением большого количества фьюжн-элементов*, импровизаций и элементов народной музыки Испании.

* Фьюжн (от англ. fusion, «сплав») — термин, который может входить в название стилей и направлений в искусстве, архитектуре, дизайне, музыке, характеризующихся «сочетанием несочетаемого», то есть объединяющих в себе совершенно разные идеи из, казалось бы, несовместимых стилей, не теряя при этом целостности и гармонии. Джаз-фьюжн — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей.

Джузеппе Бо́нно — австрийский композитор итальянского происхождения (XVIII век). Был придворным композитором. Дирижёр и педагог. Много внимания, особенно в последние годы, уделял церковной музыке; ему принадлежит около 30 месс и ряд других духовных сочинений. Предназначенные для придворного обихода, его сочинения отличались относительной светскостью. Бонно является также автором 23 опер и четырёх ораторий.


«По-моему, основное достоинство нового инструмента — в разнообразной прелести его акцента, порой серьезного, спокойного, порой страстного, мечтательного и меланхолического, а порой неясного, как слабое отражение уже отзвучавшего эха, похожего на смутную жалобу ветра в кронах деревьев, скажу даже — на мистические вибрации колокола, по которому ударили уже давным-давно. Не существует другого известного мне инструмента, который бы обладал таким странным резонансом, живущим на грани тишины».

Гектор Берлиоз

До встречи на концерте!

Ольга Гарбар