Ровно год прошёл со дня встречи любителей фортепианной музыки с пианисткой Елизаветой Миллер. В прошлый раз она поразила нас своей неординарностью, абсолютно «своим» прочтением музыки. Осталась какая-то недосказанность, и захотелось новой встречи, на которую слушатели пришли в Зал филармонии с большим интересом.

В резюме пианистки написано, что её репертуар включает в себя музыку шести веков – от раннего Возрождения до наших дней. Концерт Е. Миллер в полной мере продемонстрировал слушателям ее умение владеть стилями, проникать в их суть и «обличье», способность «переключаться» самой и «переключать» слушателей в осознание другой культурной эпохи, в ощущение и аромат времени.

Елизавета Миллер предстала орловским слушателем исполнителем, равнодушным к внешней атрибутике концерта, к традиционным «красивостям» и глянцу сценического существования. Однако, было достаточно нескольких минут ее музицирования, чтобы почувствовать глубокий, искренний, богатый и нестандартный внутренний мир артистки, жизнь ее души.

Молодая пианистка прекрасно образована: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского окончена с отличием по специальности фортепиано (класс профессора, Народного артиста России А. Любимова), клавесин и старинные клавишные инструменты (класс доцента О. Мартыновой). Елизавета Миллер окончила магистратуру Йельского университета в США, является Магистром музыки, сейчас продолжает обучение в аспирантуре МГК. Также она является выпускницей филологического факультета университета Прованса (Франция), прекрасно владеет несколькими иностранными языками. Вот уж поистине – ничто в творческой жизни музыканта не проходит бесследно: знания, содержательность, насыщенность жизни, внутренняя наполненность эмоциями, впечатлениями – все это, накапливаясь и «прорастая» в артисте, дают иное качество его исполнительству.

Поймала себя на чувстве недоумения при первых звуках каждого нового произведения. Оно длилось по нескольку минут, вопросы « почему такой звук? почему не используется педаль? почему пианиссимо?» забывались быстро, так как вскоре понимаешь, что только таким звуком и должно быть исполнено, только прямая педаль здесь может быть, только пианиссимо – нужная краска, настолько пианистка может вовлечь в свой строй мышления, восприятия и убедить в своей правоте.

Программа, с точки зрения правил, выстроена «ну совершенно неправильно»: разве можно, начав с сонаты классика (Л. Бетховен), продолжив импрессионистом (К. Дебюсси) – вдруг перейти к старинной французской музыке (Ж.-Ф. Рамо) и… с головой окунуться в романтизм Ф. Шуберта? Оказывается, можно, да ещё КАК! Чуть «суховатое» строгое звучание Сонаты №30 Людвига ван Бетховена (пианистка осталась недовольна своим исполнением, сказала: «не пошло…») сменилось нежным колокольным звоном, пробивающимся сквозь листву («Колокольный звон сквозь листву» Клода Дебюсси). Растворяешься в неторопливых звуковых сплетениях (его же «Луна спускается на развалины храма»)… Восторг и трепет от зыбкости бликов на воде («Золотые рыбки»)…

Импрессионистическое упоение чувственностью сменилось в концерте чистотой и наивной прелестью старинного «Гавота» Ж-Ф. Рамо, с его совершенно прелестными вариациями и радостью в светлом миноре!
Четыре экспромта Ф. Шуберта ор.90 прозвучали после пятиминутного перерыва – это сложное и объёмное произведение. Никаких технических трудностей, поразительная педальная техника, всё чисто и очень дифференцированно на нежнейшем пианиссимо, очень просто, без малейшей аффектации… и вновь думаешь: «Шуберт должен звучать только так и не иначе».

Концерт 23 ноября остался в памяти чрезвычайно разнообразным и эмоционально насыщенным, но вновь ощущение недосказанности не отпускает меня. Знаю, что будут выступать другие пианисты, и они убедят в своей правоте исполнения музыки тех же композиторов, но ведь это и есть признак настоящего искусства – быть современным во все времена и быть правым во многих интерпретациях. Талант и своеобразие Е. Миллер не вызывают никаких сомнений. Пройдет немного времени, и наших любителей музыки будут снова радовать другие оригинальные музыканты и прекрасные пианисты. А вот вернуться, как к недочитанной книге, хочется к ИЗБРАННЫМ. Елизавета Миллер принадлежит к их числу.