С краткой, но чрезвычайно насыщенной блистательными победами на авторитетных музыкальных конкурсах биографией молодого артиста уважаемые гости нашего сайта могли ознакомиться ранее, в нашем блоге. Для всех любителей музыки было очевидно – гитарист такого уровня выступает в Орле, пожалуй, впервые. Этим, наверное, можно объяснить то, что вечером 18 сентября Зал филармонии был полон на все «сто».
18 сентября Орловская государственная филармония фактически открыла очередной, 74-ый по счету концертный сезон. И хотя до официальной даты открытия сезона 8 октября еще довольно далеко, концерт Лауреата международных конкурсов Ровшана Мамедкулиева (шестиструнная гитара, г. Нижний Новгород) можно с полным основанием считать крупным событием в музыкальной жизни нашего города, равно как и в истории гастрольных выступлений в Орле мастеров гитарного искусства России.
Уже с первого произведения, знаменитой «Фольи» М. Льобета, стало понятно, что играет Талант. Подлинная культура звукоизвлечения, безупречно выверенная логика музыкальных фраз, искренность и высокая энергетика исполнения, магнетическое pianissimo, завораживающее всех без исключения, идеальная техника, простота и глубина интерпретации – это сейчас у нас получается, как у пушкинского Сальери – «…музыку я разъял, как труп…», а в момент соприкосновения слушателей и Музыки слов просто не было. Ну просто не было – и все. Слова были не нужны, волшебство музыки было предельно сконцентрировано и понятно.
Впечатление чуда не проходило, более того – усиливалось, когда музыкант исполнял прекрасные пьесы Ф. Тарреги, И. Альбениса, Л. Брауэра. Трактовка известной «Севильяны» Хоакино Турина, при всей многоплановости произведения, поразила своей концептуальной ясностью, выверенностью замысла и точностью его воплощения во всех музыкальных составляющих – звуке, темпах, динамике, структуре целого. Удивленный зал был очарован уникальном дарованием Ровшана Мамедкулиева, которое соединяет в себе «фактологическую» точность, безупречность прочтения авторского текста с убедительностью «музыкальной режиссуры», способностью артиста к настоящему «соавторству». Обладая безупречной техникой (наверное, ни одной фальшивой ноты за весь концерт!..), он заставил зрителей забыть о фантастических трудностях исполняемых произведений, поднял их до подлинного и высокого осязания музыки, увлек зримостью трансформаций музыкальных образов, рождением, жизнью и смертью человеческих чувств. Следующее за «Севильяной» исполнение знаменитой «Ивушки» Сергея Руднева, в которой так гениально сплетены легкая грусть, мимолетное веселье и щемящая боль, было настолько выразительным и глубоким, что прощальное ppp хотелось слушать еще и еще, затаив дыхание и сдерживая наворачивающиеся слезы.
Чрезвычайно интересными оказались «Шесть миниатюр» Ф. Амирова, представленные Р. Мамедкулиевым в собственной транскрипции. Исполнение музыкантом известных «Вариаций на тему хоты» Ф. Тарреги было поистине изысканно, тонко, совершенно. Гитара (о, подлинное чудо!) действительно пела разными голосами! Без труда узнавались кокетливые женские реплики, их сопрановая мелодичность оттенялась баритональными возгласами кавалеров, шум и многоголосие праздничной толпы соседствовали с резко очерченными танцевальными «па». Такая же зримая убедительность была присуща и исполнению Р. Мамедкулиевым «Испанского танца» М. де Фалья.
Подлинный праздник Музыки. Таким останется в нашей памяти концерт выдающегося гитариста. Несмотря на то, что в обозримом будущем он ангажирован на более чем 60 концертов по городам США (контракт, полученный в результате победы на престижном североамериканском конкурсе International Concert Artist Competition, Guitar Foundation of America, 2012), Ровшан Мамедкулиев обещал обязательно найти время и приехать в полюбившийся ему Орел с новой концертной программой. А нам лишь остается с волнением ждать новой встречи с талантливым гитаристом и Музыкой.