В афише концерта 16 декабря привлекло многое – вечер вокальной музыки, имя китайского исполнителя, репертуар – европейские композиторы XVIII-го века, итальянские песни, вершина романсовой лирики – произведения С. Рахманинова, романсы китайских композиторов начала XIX-го века (!) и старинные русские романсы.
Цзян Шан Жун родился в Китае, окончил Шанхайскую консерваторию (1999), Аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2003) в классе профессора Б.Н. Кудрявцева. По окончании аспирантуры работал в Московском Музыкальном театре Amadei, Липецкой филармонии. С 2010 года – доцент кафедры вокала Московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова и приглашённый солист Саратовского академического театра оперы и балета. Цзян Шан Жун – Лауреат международного конкурса «Bella Voce» (Москва: 2001, 2002), международного конкурса вокалистов имени М. Глинки (Астрахань, 2003), конкурса вокалистов имени Бюль-бюля (Баку, 2005), дипломант международного конкурса вокалистов Собиновского музыкального фестиваля (Сарартов, 2003), V Международного конкурса молодых оперных певцов имени Е. Образцовой (Санкт-Петербург, 2006).
Певец принимает участие в многочисленных российских и международных фестивалях, часто выступает в лучших Московских концертных залах, а также концертных залах многих Российских городов.
В Орле Цзян Шан Жун впервые, волновался, беспокоился – придут ли зрители… Конечно, придут: хороший вокал у нас любят и ценят. Зал едва вместил всех желающих, пришлось ставить дополнительные стулья и немного задержать начало концерта.
Первые же звуки голоса не разочаровали — приятный тембр, мягкое, какое-то очень аккуратное прикосновение к звуку, множество оттенков звука, умелая филировка и дозированное вибрато, пение на языке оригинала и весьма редкое качество – чувство стиля и вкуса во всех произведениях. Голос, скорее камерный, нежели оперный, с богатой тембровой палитрой в нижнем регистре звучащий почти как бас – бархатно, густо, в высоком – как тенор с какими-то «итальянскими» нотками, очень хорош в среднем регистре. В концерте, прошедшем в одном отделении, певец продемонстрировал владение самым разнообразным репертуаром. Арии из опер Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Дж. Верди – три страны, три века, три стиля – всё безупречно, чисто, образно и… обаятельно – немаловажное качество для артиста.
Хочется написать, что итальянские песни прозвучали очень по-итальянски. Понимаю, что так нельзя, но как объяснить это неуловимое изменение тембра голоса, подачу звука, какую-то «солнечность» и особую нежность в исполнении? Наверно, это и есть то самое «чуть-чуть», которое отличает искусство от ремесленничества.
Романсы С. Рахманинова. Сколько раз мы слышали их на сцене нашей филармонии в разном исполнении… Те же слова, та же музыка, а акценты и интонации другие, и раскрываются иные смысловые эмоциональные грани тех же слов, той же музыки. И это было убедительно, и хотелось бы послушать ещё, чтобы лучше понять, вникнуть, открыть для себя.
Китайские романсы удивили, во-первых, самим фактом своего существования, во-вторых, красотой и понятными для нас мелодическими интонациями. Но они были бы сложны для исполнения, к примеру, русскими певцами. Китайская речь тончайше интонирована, в ней нет такого понятия как «ударение», поэтому построение музыкальной фразы непривычно и сложно для нас. Это было очень лирично, нежно, тонко. Пелось о реке жизни и безнадежной любви – а это понятно и без перевода.
Старинные русские романсы! Да ещё те, которые так часто звучат в исполнении орловского баса Александра Алексеева! Любимые. Знакомые в каждом слове и в каждой ноте. Сто раз слышанные! Желанные. Одно их объявление уже вызывало аплодисменты. Но, как выяснилось, не такие уж знакомые: наполненные собственным пониманием и личным отношением, они выступили для нас «знакомыми незнакомцами». И это было принято публикой. Аплодировали стоя, благодарили восклицаниями и просили ещё приехать в Орёл с концертами.
«Цай тцяо!» («До свидания!»)