«Нот мало, а музыки очень много».
Д. Шостакович.

105 лет со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова

Это будет 16 ноября по старому стилю или 3 декабря по новому. И вот уже о музыканте, с которым мы имели счастье жить в одно время, видеть, слышать его в концертах, теле- и радиопередачах, быть свидетелями рождения и первых шагов его произведений говорят как о последнем представителе русской классической музыки. Насколько это верно – определит история музыкального искусства XXI-го века. Но то, что это крупнейшая фигура в музыкальном мире, может быть не до конца понятая, осмысленная – сомнений нет. 

Впервые (если не считать заставки к программе «Время») я услышала его музыку на уроке музыкальной литературы. Это были те самые «Курские песни», о которых так точно сказал Д. Шостакович. Время урока, как мы знаем, ограничено, преподаватель хотела дать прослушать лишь фрагменты цикла. Наша группа дружно воспротивилась этому, потому что… Потому что прерывать такое нельзя. Потому что удивление заставило замереть и прислушаться к ощущениям. Потому что из глубин генетической памяти вдруг стало проявляться нечто забытое, но такое дорогое, что хочется вспомнить, да вот… ускользает. Что-то похожее испытала, когда в церкви слушала болгарские песнопения.

Если обстоятельства не воспротивятся, Орловская филармония, конечно, не сможет пройти мимо такой даты. Да дело вовсе не в дате, а в том, что эту музыку хочется исполнять, слушать, наслаждаться, каждый раз удивляться и находить всё новые и новые нюансы, хочется хоть на время забыть о повседневных делах и долго-долго, с удовольствием, неспеша погружаться в эту работу-удовольствие. 

Георгий Свиридов – художник редчайшего дара, человек, удивляющей цельности, многогранности, глубины; композитор, создавший свой мир в современной музыке – мир великого вдохновения и столь же великого совершенства. Композитор, которого очень рано стали относить к когорте признанных классиков советской музыки, необъяснимым образом сохранил свою веру и мироощущение православного человека. В выступлениях Свиридова, интервью сквозь глянец идеологического благополучия всегда проступала живая мысль и душевная озабоченность человека с искренней тревогой о духовном здоровье современника. Главным в музыке он считал её очищающую и облагораживающую функцию: «Хочется со всей силой напомнить об этически возвышающей функции музыкального искусства, о том, что музыка предназначена для духовного совершенствования человека», – говорил Свиридов.

Не случайно исполнение музыки он сравнивал с пребыванием творческого духа в святом месте: «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквах. Наше искусство определяется иными чертами. Но мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а, главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы».

Центральное место в творчестве Г. Свиридова занимают жанры, связанные со словом. В речи и слове он нашёл то неисчерпаемое интонационное и смысловое богатство, которое насыщало его произведения каким-то духовным объёмом, делало глубинно- содержательным и всегда актуальным. «Русская музыка всегда теснейшим образом была связана с поэтическим словом… всегда тяготела к песенности… В ней кристаллизуется то, что называется интонационный язык эпохи… Первейшая задача композитора – искать музыкальную речь своего времени. Так было во времена Даргомыжского, Мусоргского, так обстоит дело и сейчас. Музыка нуждается в поэзии, но и поэзия нуждается в музыке», – заключает Свиридов.

Композитор сосредотачивается на камерном, хоровом и вокально-симфоническом жанрах. Стихи, которые отбирает Свиридов для своих произведений всегда «высшего качества» – А. Пушкин, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Р. Бёрнс, народная поэзия. Поэтические и музыкальные тексты необыкновенным образом преображаются в органическую ткань произведения, где обретают какой-то стереофонический эффект – видится, слышится, звучит и понимается по смыслу объёмно, исключительно жизненно. Нет, формально отнестись к исполнению его музыки невозможно! Думаю, что не только хорошими профессиональными возможностями должен обладать исполнитель, но и определёнными душевными качествами, жизненным опытом, сердцем чутким и, главное, неравнодушным. 

Музыкантская работа над произведениями Свиридова обычно продвигается трудно, и дело не только в том, что Свиридов – «сложный» для исполнения композитор (простота и прозрачность фактуры его музыки – явление обманчивое), но и в том, что для проникновения в этот мир нужно суметь отвлечься (а может быть и отречься) от всего бытового, повседневного, суетного, что так мешает нам видеть звёзды и помнить, что над чёрными снеговыми тучами светит яркое солнце. Однажды прикоснувшись к его музыке, хочется возвращаться к ней. 

Мы с камерным хором «ЛИК» неоднократно приезжали на фестивали, которые организует Курская филармония на родине Георгия Свиридова в Фатеже и в зале Курской филармонии. Готовились кропотливо, с душой, пели с удовольствием и отклик на наши выступления показал: всё делали и понимали верно. (Надо отметить, что на концерты курских фестивалей, посвящённых Г.В. Свиридову, в зрительных залах — полный аншлаг).

Люди притягиваются его музыкой естественно. Однажды услышанная, она остаётся частью их существа, такой же неосязаемой, но ощущаемой вечно, как воздух Родины, как «дым Отечества». Духовное значение и содержание творчества Георгия Свиридова неизмеримо больше всего сказанного и написанного о нём, и с течением времени это становится всё более и более очевидным. Вечная и светлая память великому сыну русской земли!

Ольга Гарбар