В первом отделении этого концерта заявлена Симфония №4 фа-минор П.И. Чайковского.
Симфонии Чайковского… Первая… Вторая…Третья… — кажется, этими симфониями властно управляют центробежные силы – настолько различен их облик: глубокая щемящая тоска Первой безвозвратно забыта в жизнелюбивой, темпераментной, блестящей Второй. А она, в свою очередь, нисколько не соприкасается с загадочной пестротой Третьей. Избыток энергии, творческих сил, замыслов, ощущение огромного богатства возможностей, жажда это богатство изведать. Но наступает момент, когда всё преображается: Четвёртая… Пятая… Шестая… — для сколько-нибудь посвящённого слуха это перечисление звучит как, магический код, как пушкинские «тройка… семёрка… туз».
В конце 70-х годов (это XIX-й век) усиливаются трагические черты мировосприятия Чайковского. Перенапряжение творческих сил, неудачная, даже роковая, женитьба и мучительный развод, желание покончить все счёты с жизнью, нервное расстройство, отъезд за границу… если ещё добавить, что в это время шла русско-турецкая война (а мы сегодня знаем, какая тревога пропитывает каждую нашу клеточку в связи с такими событиями) – картина будет полной. В это время и появляется в его жизни «добрый гений» — Надежда Филаретовна фон Мекк. Много лет морально и материально поддерживала композитора. Именно ей, «Моему милому другу» посвятил Чайковский Четвёртую симфонию. «Это наша симфония», — написал он фон Мекк.
Столкновение Человека с силами Неумолимой судьбы, Рока – вот тема этого произведения. Это Бетховенская идея и Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена (помните та-да-да даммм? – «Так Судьба стучится в дверь»). Но у Бетховена Герой – это Титан, Борец («Я схвачу Судьбу за глотку»), а у Чайковского Герой — человек живой, мучающийся, страдающий под ударами Судьбы…
И пока ещё в Четвёртой симфонии композитор, подобно Бетховену, пытается найти для себя положительную программу жизни. Его Герой ищет выхода, пытается забыться в воспоминаниях и грёзах, спастись от одиночества и тяжёлых дум и находит утешение в народном веселии, то потом будет Пятая симфония с тем же вопросом, но другим решением и Шестая, которую назовут Реквиемом.
Основной конфликт симфонии: Человек – Рок – Судьба раскрывается в I и IV частях. II и III части – как отступление, лишены трагических противоречий.
Во II части – «то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания…», — так определил сам П. Чайковский.
III часть – «Это капризные арабески, неуловимые образы…На душе не весело и не грустно… Даёшь волю воображению и оно, почему-то, пустилось рисовать странные рисунки…»
И IV часть – «Если ты в самом деле не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться… Есть простые, но сильные радости… жить всё-таки можно».
Таков итог, к которому приходит Чайковский в Четвёртой симфонии. Жить всё-таки можно!
***
Во втором отделении концерта с Орловским губернаторским симфоническим оркестром играет скрипач Родион Замуруев, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Если представить его официально, то это выглядит так:
— Стипендиат фонда Мстислава Ростроповича (грант имени Д. Ойстраха);
— Лауреат всероссийского конкурса скрипачей — 3-я премия (1997);
— Лауреат международного конкурса скрипачей имени Тибора Варги в Сионе (Швейцария) — 4-я премия и специальный приз за лучшее исполнение современного сочинения (1998);
— Лауреат международного конкурса скрипачей имени Рудольфа Липицера в Гориции (Италия) — 2-я премия и специальный приз за лучшее исполнение сольных сонат и партит И. С. Баха (1999);
— Лауреат международного конкурса скрипачей имени Ж. Роджистера (Вервье, Бельгия, 2000);
— Лауреат международного конкурса скрипачей имени Луиса Сигала в Вина дель Мар (Чили) — 2-я премия и специальный приз публики (2000);
— Лауреат XIII международного конкурса скрипачей имени И. С. Баха (Лейпциг, Германия, 2002)
А если неофициально: мы очень рады вновь встретиться с этим музыкантом. Счастье — слушать его исполнение, в котором сложнейшие, виртуознейшие пассажи становятся не самоцелью или самолюбованием, а средством «донести» МУЗЫКУ, вовлечь в переживания и дать возможность «улететь» на этих звуках…
***
Б. Барток, Концерт для скрипки с оркестром №1, ор. 36
Музыкальный XX век можно было бы охарактеризовать так: « ниспровержение традиций». Не был исключением и Бела Барток.
Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. В его произведениях восторженное преклонение перед стихией народного творчества сочетается с жестким гармоническим языком, с пылкой, подчас экспрессионистски взвинченной речью, «варварскими» ритмами. Но над всем царит совершенное чувство формы, впечатляет ясность и строгость замысла. Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США
Огромную роль в эволюции стиля Бартока сыграл его Концерт для скрипки с оркестром (1909). Концерт этот стал известен только в конце 50-х годов. С этим произведением связана романтическая история. Барток был влюблен в молодую скрипачку Штефи Гейер и писал концерт для нее. Но их многое разделяло, Гейер была ревностной католичкой, и искания Бартока ей были глубоко чужды. Роман у Бартока не получился. А Концерт, партитура которого была подарена скрипачке, пролежал у нее до самой ее смерти. Трудно понять эту женщину, которая держала партитуру под спудом уже тогда, когда Бартока не было на свете, и его музыка была широко признана.
Концерт Бартока очень необычен по форме. Медленная первая часть представляет собой… фугу. Фугу, очень свободно построенную, но скрипка является лишь одним из полифонически сплетающихся голосов. Мастерство композитора позволяет ему написать скрипичную партию очень яркой. Музыка полна нежности и надежды. Вторая часть – в быстром темпе. В отличие от первой части, где нет резких контрастов и музыка развивается как непрерывный поток, вторая часть полна контрастов. То вдруг врывается танцевальный простонародный наигрыш, то звучание приобретает гротескный характер. Но во всем этом калейдоскопе главную роль играет основная восходящая интонация темы первой части. Хотя 2-я часть обозначена Allegro giocoso (Скоро, радостно), но радость эта призрачная, в конце концерта движение ускоряется, приобретает демонический характер, и кончается Концерт неожиданно и как-то недобро.
Встреча слушателей с Концертом состоялась только в конце 50-х годов. Но, оказалось, что первая часть Концерта была известна. Концерт представляет большой интерес для скрипачей, демонстрирует прекрасное знание инструмента (Барток не играл на скрипке) и его виртуозных возможностей. Говорить о завершении становления стиля Бартока не приходится, эволюция композитора никогда не прекращалась, но можно говорить о большой оригинальности языка и мастерстве молодого композитора. Концерт Бартока уже никак не отнесешь к поздне-романтическим произведениям. Это новая музыка, порой пародоксальная и острая, и одновременно полная человеческого начала, которое оказалось так трудно сохранить в искусстве XX века.
(Информация в сокращении взята из просторов интернета без указания автора)
***
И завершит наш концерт следующее произведение:
Ф. Ваксман, «Кармен-фантазия»* на темы оперы Ж. Бизе для скрипки и симфонического оркестра.
* Фантазия — распространённый в 19-20 вв. жанр инструментальной или оркестровой музыки, основанный на свободном использовании тем, заимствованных из собственных сочинений или из сочинений других композиторов, а также из фольклора уже написанных или в характере народных.
Франц Ваксман. Американский композитор и дирижёр родом из Польши, учился в Берлине и Париже. В 1934 году Ваксман бежал от нацистского террора в США, обосновался в Голливуде. Он – представитель плеяды замечательных кино-композиторов. Во многих фильмах Хичкока звучит его музыка. Фпанц Ваксман – обладатель двух премий «Оскар». Умер в 1967 году в возрасте 60-ти лет. Его наследие – музыка более чем к 150 фильмам и богатая коллекция концертных произведений.
«Кармен-Фантазия» на темы оперы Ж. Бизе для скрипки и симфонического оркестра
Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит…
Образ свободолюбивой цыганки и мелодии Ж. Бизе привлекали и, наверное, ещё будут привлекать композиторов. (Раньше мы с вами слушали «Кармен-сюиту» Ж. Бизе – Р. Щедрина, «Сюиту» самого Ж. Бизе. В этом концерте прозвучит произведение для скрипки с оркестром Ф. Ваксмана. Музыканты говорят, что оно написано на грани технических возможностей солиста!
Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен…
Мелодией одной звучат печаль и радость…
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.
(А. Блок)
Михаил Казиник сказал, что, если мы не можем стать гениями творчества, гениями творения, то мы можем стать гениями созерцания, гениями восприятия!
Итак — слушаем. Радуемся. Печалимся. Наслаждаемся… Летаем!
До встречи на концерте!
Ваша Ольга Гарбар