В 80-е годы в Орле гастролировал знаменитый в мире баянист (между прочим, выпускник Орловского музыкального училища 1956 года!) Эдуард Митченко. Во время наших переездов он сказал мне интересную фразу: «Баян и аккордеон – это инструменты, о создании которых мечтал И.С. Бах, так как их звучание сочетает мощь, тембровое богатство органа и мелодическую подвижность скрипки».
2 апреля в 18.30 в зале филармонии с музыки И.С. Баха начнут своё выступление Лауреаты международных конкурсов, солисты Московской государственной академической филармонии Мария Власова (аккордеон) и Святослав Липс (фортепиано).
Как радостно и приятно встречать на филармонической сцене старых друзей! (Слово «старых» — не о возрасте))) Сколько радостного, озорного энергетического посыла, вдохновенного исполнения Мария отправляет в зал, заражая своим оптимизмом и слушателей, и оркестр! С нею не хочется расставаться)) Поэтому любая информация в музыкальных интернет-порталах и соцсетях о концертах Марии Власовой – сольных, ансамблевых, а также концертах её класса в Российской академии музыки имени Гнесиных (М. Власова – доцент РАМ!) воспринималась нами с крайним интересом.
Мария Власова — Лауреат престижных международных конкурсов:
в Германии (Клингенталь, 2002 год – III премия, 2003 год – II премия, 2006 год – I премия);
России («Кубок Севера», Череповец, 2004 год – I премия; Москва 2005 год – I премия);
Китае (Тянжинь, 2005 год – I премия) и Испании (Аррасате, 2006 год – III премия).
Мария Власова — постоянный участник российских и международных фестивалей: «Московская осень», «Возвращение», «Баян и баянисты», «Фогтландские дни музыки»; организатор и артистичекий директор международного фестиваля баянного искусства «оБАЯНие» (г. Владимир). Гастролирует в России, Польше, Германии, Англии, Дании, Швейцарии, США.
Фамилия Липс тоже хорошо известна орловской публике. Народный артист России, профессор Фридрих Липс, педагог Марии Власовой, выступал в концертах нашей филармонии в 80-х – 90-х годах.
Святослав Липс (сын Фридриха Липса) — далее процитируем сайт РАМ им. Гнесиных:
Лауреат Международных конкурсов пианистов «Citta di Stresa» в г. Стреза (Италия, 1991, Гран-При);
Лауреат I премии и обладатель Золотой медали Международного конкурса пианистов «Maria Canals» в Барселоне (Испания),1994 г.
Ведёт активную концертную деятельность – гастролирует в Австрии, Германии, Испании, Италии, Китае, Латвии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Японии. Выступил с концертами более чем в 90 городах России.
Святослав Липс играл в ансамбле с Г. Кремером, Л. Амбарцумяном, В. Иголинским, Е. Ревич (скрипка); М. Березницким, С. Полтавским (альт); Ф. Липсом (баян); К. Родиным, В. Тонха, А. Бузловым (виолончель); П. Осетинской (фортепиано); М. Пекарским (ударные). Неоднократно выступал с оркестрами под управлением М. Аркадьева, В. Барсова, А. Борейко, С. Кондрашова, А. Кружкова, Д. Лисса, В. Полянского, В. Понькина, Г. Скворцова (Швейцария), М. Щербакова, У. Шнайдера (Швейцария), Ф.П. Деккера (Канада) и др.
С. Липс играл в крупнейших залах мира: «Palau de la Musica Catalana» в Барселоне, Sala «Mozart» в Сарагосе, Teatro «Victoria Eugenia» в Сан-Себастьяне (Испания); Dr.Oetker «Halle» в Билефельде, «Tonhalle» в Дюссельдорфе (Германия); «Nybrokajen» в Стокгольме (Швеция), «Kokusai Forum Centre» в Токио, «Kanagawa Prefectural Concert Hall» в Йокогаме (Япония); БЗК имени П.И. Чайковского, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Светлановский зал в ММДМ (Москва).
Принимал участие в Международных музыкальных фестивалях: «Lokenhaus» (Локенхауз, Австрия); «А.Н. Черепнин» (Йокогама, Япония 2000); «Московская осень», «Международный фестиваль камерной музыки» (Костомукша, Карелия), «Dresdner Musicfestspiele» (Дрезден, Германия).
Значительную часть своего творчества С. Липс уделяет исполнению произведений современных авторов. Музыканту посвящают свои произведения такие композиторы, как С. Беринский, Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Сергеева, Е. Анисимова и др. Им сыграно 26 премьер. С. Липс является инициатором и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля «Рандеву» (совместно с аккордеонисткой М. Власовой). Наряду с концертной деятельностью С. Липс проводит мастер-классы по стране и за рубежом. Регулярно принимает участие в работе жюри различных конкурсов. Является приглашенным педагогом летней творческой школы для одаренных детей в г. Суздаль, проводимой фондом программы «Новые Имена» имени И. Вороновой.
Вот с такими музыкантами нам предстоит знакомство, дорогие друзья!
Мария Власова и Святослав Липс привозят в Орел интереснейшую программу. Ну, И.С. Бах – это космос, который вне времени и… навсегда)) А далее — имена, которые очень редко звучат на провинциальной сцене т.к. этот «космос» не слишком изведан и не слишком привычен нашему уху. Но попадание в определённый настрой, состояние и, главное, в открытость восприятия всегда завоёвывает поклонников и дарит интерес к их творчеству.
Открытием для меня стал Мартин Ромберг – 44-х летний норвежский композитор-классик. Он является одним из самых активных композиторов своего поколения в Скандинавии, известен, прежде всего, своими оркестровыми и хоровыми произведениями. Источником вдохновения для Ромберга часто становятся книги Дж. Толкиена, фантастическая литература. Довольно рано он разорвал связь с модернистской традицией, стиль его музыки можно назвать неоромантическим.
В интернете я смогла послушать только его оркестрово-хоровые произведения. Впечатление потрясающее. Правда, что-то напомнило музыку Карла Орфа. Тем более хочется услышать камерные сочинения М. Ромберга, а в исполнении на аккордеоне – особенно).
София Губайдуллина – принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Её музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем – тончайшее ощущение выразительности звука. Советский и российский композитор, с 1991 года она живёт в Германии. Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР. 24 октября ей исполнилось 90 лет. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдуллина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления. В восприятии ее музыки нам может помочь следующее ее высказывание:
«…Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки».
Пауль Хиндемит — крупнейший немецкий композитор, один из признанных классиков музыки XX века. Личность универсального масштаба (дирижер, теоретик музыки, публицист, поэт — автор текстов собственных произведений). Хиндемит был столь же универсален в своей композиторской деятельности. Нет такого вида и жанра музыки, который не был бы охвачен его творчеством. Творческий путь Хиндемита — это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к все более серьезному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо.
Начало деятельности Хиндемита совпало с 20-ми годами XX века — полосой интенсивных поисков в европейском искусстве. Экспрессионистские влияния этих лет сравнительно быстро уступают место антиромантическим декларациям. Гротеск, пародийность, язвительное осмеяние всяческой патетики, альянс с джазом, шумы и ритмы большого города — все объединялось под общим лозунгом — «долой романтизм».
Ко второй половине 20-х гг. окончательно формируется индивидуальный стиль композитора, который можно определить как жестковатая экспрессия. В 30-е гг. творчество Хиндемита тяготеет к большей ясности и стабильности. Через разнообразные формы композитор намеревался предотвратить потерю современным профессиональным творчеством массового слушателя. Духовное возмужание Хиндемита стимулировалось самой атмосферой 30-х гг. — сложной и страшной обстановкой фашистской Германии, требовавшей от художника мобилизации всех нравственных сил. Конфликт с фашистской диктатурой стал причиной длительной и безвозвратной эмиграции композитора. Однако, живя многие годы вдали от родины (в основном в Швейцарии и США), Хиндемит оставался верен исконным традициям немецкой музыки, равно как и избранному композиторскому пути.
Верой в гармонию мирозданья — вопреки хаосу реальной жизни — проникнуто все позднее творчество композитора. В книге «Мир композитора» (1952) Хиндемит объявляет войну современной «индустрии развлечений», а с другой стороны — элитарному технократизму новейшей авангардной музыки, в равной степени враждебным, по его мнению, истинному духу творчества. Его музыкальный стиль 50-х гг. чреват подчас академической нивелировкой. И все же именно в этой тяге к гармонии заключен главный нравственно-эстетический «нерв» лучших созданий немецкого мастера. Здесь он остался последователем великого Баха, откликаясь в то же время на все «больные» вопросы бытия (информация о П. Хиндемите взята с сайта www.belcanto.ru).
Ну что ж, этот концерт я жду с нетерпением)) А вы?
До встречи!
Ваша Ольга Гарбар