«Музыкальность поэзии» или «поэзия музыки»? Какое название выбрать? Ведь речь вести захотелось о Пушкине! 185 лет прошло с той роковой дуэли, убившей «наше всё», «…солнце русской поэзии». Тема музыки В ЖИЗНИ поэта, музыки В его ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, музыки НА его ПРОИЗВЕДЕНИЯ – не для короткой статьи на сайте. Но тема эта – наша, музыкальная несомненно.
«Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает,
но и любовь – мелодия»
(А. Пушкин в альбом М. Шимановской)
Позже эти слова, но с изменениями – «но и любовь – гармония» войдут в маленькую трагедию «Каменный гость».
И всё-таки – «наслаждение жизни»… Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоённый звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…»
Жизнь Пушкина богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым. Театр – трагедия, комедия, опера, балет – занимает весьма значительное место в жизни Пушкина. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады стихами:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Он – завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересны программы этих концертов: «Реквием» Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин – частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения – все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Геништой.
Часто в письмах Пушкин говорит о Джоаккино Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет – они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые…
Отдельная тема – любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Русская песня для Пушкина была не только источником эстетического наслаждения, но и своего рода историческим документом.
Собирая материалы по истории Пугачевского восстания, поэт внимательно изучает песни того времени. Приезжая в Москву, он часто бывает в доме братьев Киреевских, один из которых – Петр Васильевич – был известным собирателем русской песни. Во время долгих переездов по России Пушкин знакомится с ямщицкими песнями. Не только русские, но и восточные мелодии пленяли слух поэта. Живя на Кавказе, Пушкин слушает песни горцев, в Кишиневе его увлекают турецкие песни в исполнении гречанки Калипсо Полихрони, по словам Пушкина, знакомой с Байроном. Всю жизнь любя «дикие напевы» цыган, Пушкин в Бессарабии даже присоединяется к табору и позднее в поэме «Цыганы» пишет, что
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы.
Пушкин – единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Так, под впечатлением услышанной в Бессарабии цыганской песни поэт создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».
Иначе и не могло быть. Писать стихи, которые сами по себе – МУЗЫКА и быть равнодушным к звукам лиры невозможно. Поэт считал музыку единственным видом искусства, который равен или даже выше поэзии, что она организует, может быть, самое главное в духовной сути человека.
Продолжение следует