Дорогие любители музыки!
Как вы уже знаете, 19 сентября в Городском концертном зале Тулы состоится премьера рок-мюзикла «Контракт» (по мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»).
У нас появилась возможность задать несколько вопросов автору музыки, композитору Марии Капустиной и исполнителю партии Германа Алексею Понятовскому.

фото композитора Марии Капустиной

1. Что повлияло на выбор «Пиковой дамы»?

– Мы с моим другом и коллегой Сергеем Деньковым получили заказ на сочинение музыки по мотивам «Пиковой дамы». Заказ из Сиднея! Написал нам автор идеи и владелец русского театра Эдуард Гадаев. Он выслал сценарий, который был написан не очень профессионально, но мы его доработали в содружестве с артистами нашего проекта – Романом Вахрушевым и Дмитрием Евстафьевым. Стихотворный текст для вокальных номеров написала моя мама, Светлана Пудовочкина – заслуженная артистка России, главный хормейстер и дирижер Тульского государственногохора. Я, как композитор, взялась за эту идею с огромным энтузиазмом. Мама тоже. У нас был небольшой срок – всего 3 месяца! Это, конечно же, крайне мало, но мы все же написали 11 основных номеров. Все лето 2020 года работали ежедневно, как минимум по 6 часов. Заказчик был в таком восторге, что начал просить сочинять еще и еще… Так мы работали весь год, написали 33 номера. Он хотел, чтобы весь мюзикл был записан в виде фонограммы, которую мы писали в компьютерной программе. Ноты я писала только для вокалистов, делала клавиры. Звучание эстрадно-симфонического оркестра было заявлено изначально. Очень сложно сделать в фонограмме приличный звук, но мы…справились! В Сиднее опять все в восторге и заказывают сделать демо записи всех вокальных номеров для разучивания, т.к. артисты у них – не профессиональные вокалисты. После некоторых проб, они поняли, что не споют материал «вживую», нам пришлось записать наших артистов, тульских, в «плюс». Опять все в восторге!

2.Как проходила работа над мюзиклом? На каких моментах Вы хотели сделать акцент в новой постановке и почему? Насколько Вы остались близки к литературному оригиналу?

– Наш австралийский заказчик попросил написать партитуры для оркестра, чтобы ставить наше «детище» в разных театрах, где есть оркестры. С помощью Владимира Леера (дирижера оркестра Тульской областной филармонии, спасибо ему огромное!) я смогла уложиться в 3 месяца. И тут нам заказывают сделать весь мюзикл на английском языке, для показа в Европе! Мы согласились. Нашли прекрасную переводчицу, которая написала весь сценарий и тексты песен на английском, но так как она не музыкант, нам пришлось каждый номер продумывать на иностранном языке так, чтобы все было вокально удобно и логично. Прошел еще год… Все это время мы вынашивали идею – каким образом поставить этот спектакль в Туле. Нам пришлось пройти поистине все круги ада… Спонсора не нашли, но не сдавались! И тут, заказчик из Сиднея вдруг захотел сделать всю музыку в рок-звучании, с рок-группой, с оркестровой подложкой, и сам захотел приехать в Тулу и поставить мюзикл! Нашли артистов и музыкантов, организатора-продюсера и начали учить.. Приехал Эдуард… И тут мы все поняли, что как режиссер он далек от идеала)…Да и как спонсор тоже. А премьера уже была заявлена на 2 апреля 2023 года. Он уезжает и премьеру пришлось переносить на 19 сентября, т.к. мы, по степени подготовки спектакля с новым тульским режиссером Ларисой Козловой понимаем, что надо не только переписывать сценарий, но и переделывать музыкальную часть.
На счет близости к оригиналу – хм… по мотивам все-таки, но придерживаясь основной линии. На вопрос об акценте в новой версии отвечу так – в рок-звучании! И этим все сказано, думаю… Да, кстати, название «Контракт» придумала я, т.к. это ключевое слово всей нашей задумки!

3. В своем интервью для телеканала «Тульский-1» Вы упомянули, что взору зрителей будет представлена вторая партитура рок-мюзикла. Стоит ли поклонникам ждать реализации первой партитуры?

– В рок-звучании исполняются далеко не все номера. Есть стилистический отсыл в XVIII век (Сцена Бала), но везде присутствуют инструменты рок-группы, а также саксофон, флейта и труба. В первой версии звучание оркестра не так интересно, однако, если какой-то театр захочет исполнить именно ту версию и петь академическими голосами (не все, но многие номера) – я не откажусь. Кстати, о театрах. Я написала в 200 театров России в 2022 году…Откликнулись около 20-ти. И предложили взять не раньше 2025 года. Мы решили не ждать и действовать сами. Но я им напомню, конечно же, через год, тем более, будет уже видео с премьеры.

фото солиста Алексея Понятовского

1. Насколько Вам близок образ Германа и, если да, нуждаетесь ли Вы в «перевоплощении» на сцене?

– Мне кажется, что сегодня образ Германа отчасти близок каждому человеку. Кто бы не хотел сделать ставку и выиграть целое состояние? Так же, как и Герман, я тоже не играю в азартные игры потому, что знаю – мне не выиграть. А вот если бы мне выпал такой же шанс… Кто знает, как бы сложилась моя судьба… Отчасти мои внутренние установки очень похожи на установки героя, но в моей жизни есть настоящая любовь, поэтому карты для меня точно под запретом.

2.Что для Вас самое сложное в репетиционном процессе?

– Для меня ничего нет сложного потому, что я получаю удовольствие от самого процесса. Еще даже не состоялась премьера, а я уже чувствую, как буду скучать по нашим репетициям с режиссером, с постановщиком, с актерами и музыкантами. Для меня это первый опыт работы в мюзикле, поэтому я все стараюсь впитать в себя как губка и это просто кайф! Возможно все же есть один сложный момент для меня… Это финал. Для того, чтобы все получилось убедительно, мне нужно очень собраться и буквально пережить происходящее. Я не на всех репетициях позволяю себе так глубоко погружаться в атмосферу финальной сцены, это бывает достаточно болезненно для меня…

3. Рок-мюзикл «Пиковая дама» («Контракт») – первый проект для Вас в этом жанре. Стоит ли ждать Вас в похожих проектах?

– Я бы с удовольствием принял участие в похожих проектах. Пожалуй, мюзикл – это для меня самое интересное направление. Я работал и как солист, пел в вокальных ансамблях и в хоре. Сейчас пою в нескольких вокально-инструментальных коллективах, но все-таки мюзикл – это гораздо более многогранная и от того – более интересная для меня работа. Очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Марией Капустиной, и не только с ней!