9 марта в Зале Орловской государственной филармонии будет играть легендарный музыкант, Лауреат международных конкурсов, Заслуженный артист России, профессор Харьковской и Шанхайской консерватории, солист Ростовской государственной филармонии, организатор многочисленных концертов и фестивалей Юрий Шишкин.

Юрий Васильевич Шишкин родился 24 августа 1963 года в городе Азов Ростовской области. Окончил Ростовское училище искусств (1982) в классе Н.И. Григоренко, Ростовский музыкально-педагогический институт (1989, ныне консерватория имени С.В. Рахманинова) и ассистентуру-стажировку в Российской Академии Музыки имени Гнесиных в классе профессора, народного артиста России, композитора В.А. Семёнова (1992). Он является Лауреатом международных конкурсов в Германии (Клингенталь, 1988), Америке (Канзас-Сити, 1990), Италии (Кастельфидардо, 1991). Всего за период с 17 до 28 лет он принял участие в 10 конкурсах различного уровня, на 7 из которых одержал победу.

Юрий Шишкин является на сегодняшний день одним из самых востребованных музыкантов. Впечатляет не только география его гастролей, куда входят страны и континенты, но и уровень его программ. В его репертуаре – сочинения И. Брамса, С. Франка, И. Хандошкина, С. Прокофьева, И. Стравинского, М. Мусоргского, К. Сен-Санса, Ж. Бизе, Х. Родриго, Д. Шостаковича, А. Шнитке, И. Штрауса, А. Копланда, а также произведения А. Кусякова, В. Семёнова, В. Подгорного. Среди произведений, исполняемых им с симфоническим и камерным оркестрами – музыка К.М. фон Вебера, Д. Гершвина, А. Пьяццоллы, С. Губайдуллиной и многих других.

Музыкант неутомим в организации фестивалей, абонементных концертов, широко пропагандирующих баян и аккордеон, постоянно выступает с лекциями и мастер-классами в крупнейших городах мира и в регионах России, на международных фестивалях и конкурсах. Достижения Юрия принесли ему многочисленные почетные звания. Среди них: заслуженный артист России (1999), почётный профессор Харьковской консерватории (2003) и Шанхайской консерватории (которое в 2005 году ему вручили наряду с Сейджи Одзавой и Натаном Перельманом), почётный профессор Тситсихарского университета (2005). Его компакт-диск «Romantic bajan» получил высшую категорию (десять звёзд) и был признан победителем на конкурсе в Берлине в 2003 году.

Наиболее точно об исполнительском искусстве Юрия Шишкина сказал баянист-виртуоз Вальдемар Гуди: «Это синтез страсти, беспредельного технического совершенства, эмоционального магнетизма и искренности! Замыслы своих интерпретаций он черпает из той высоты вдохновения, где возможно покоится музыка, и где рождается и откуда приходит сама красота. Он интересен всегда, в каждом своём выступлении».

Кстати, концерт в Орле Ю. Шишкин будет играть практически сразу после серии выступлений в Колумбии.

Выдержки из интервью с Ю. Шишкиным:

– С чего начался ваш творческий путь? Кто привил вам любовь к музыке?

– Все шло из семьи. Сам я не проявлял любви к музыке, хотел стать художником. Родители – мама, швея-мотористка, и папа, рабочий на заводе, – хотели вывести нас с сестрой в аристократическое общество. Меня отдали в музыкальную школу, сестру – в балетную. У сестры, правда, не сложилась творческая карьера. Мне же повезло с преподавателем. Часто способные дети ленятся, пренебрегают занятиями музыкой. Хорош тот преподаватель, который может найти в ученике ту струнку, за которую нужно дергать, те пути, по которым следует его направлять.

– Различается ли публика в зависимости от географического положения городов, в которых Вы выступаете?

– Конечно! Это, знаете, как на теле: есть органы, которые могут быть холодными даже летом, как живот; а вот шея всегда теплая. Так же и с людьми. Где-то воспринимают более тепло, где-то менее. Самое страшное, что может случиться на концерте, – отсутствие обмена чувствами. Если у меня нет контакта со зрителями, то музыка может не прийти. Порой зовешь ее изо всех сил, а она капризничает. Музыка имеет женский характер. Ей нужно уметь служить. Нужно быть ее рыцарем.

– Кто сейчас слушает баян? Не тяжело ли вам при увлечении нынешней «попсовой» эстрадой собирать аудиторию?

– Баян — камерный инструмент. Ему не нужны огромные залы. Даже если на концерт придут два человека, я буду играть так же, как играл бы для полного зала. Аудитория собирается разная – и стар, и млад. У меня нет цели конкурировать с современной музыкой. Из всех телевизионных каналов только «Культура» пропагандирует классическое искусство. Однако и там любят аристократические инструменты: рояль, скрипку, саксофон. К сожалению, телевидение всех подстраивает под себя. Ему не нужен ты сам, твои таланты, твой образ. Никто не поинтересуется тем, как ты играешь. Публике будет интереснее, если ты сыграешь лежа или одной рукой. Но если бы была возможность повернуть время назад, я все равно не сменил бы инструмент.

– А как воспринимает зарубежная публика исконно русский инструмент?

– На Западе не умеют слушать душой. Там все пропускают через голову. Так, европейский нейрохирург Антон Нормайер в своей книге «Музыканты с точки зрения медицины» сказал, что Чайковский был чрезвычайно невоспитан: без спроса лез в чужую душу своей музыкой. Меня однажды в одной из стран спросили, почему от меня не пахнет туалетной водой. Запах тела для них – чужое.

– Но, тем не менее, с премьерными концертами Вы выступаете в Голландии…

– Там я репетирую. А еще зарабатываю деньги. В родной дом всегда хочется вносить только лучшее. Поэтому мой удел – играть в России.

– Есть ли история у вашего инструмента?

– Баяны быстро изнашиваются. За время своей творческой деятельности я сменил уже шесть инструментов. Сложно привыкать к новому, приходится его обуздывать под себя. Инструмент всегда чувствует, когда с ним собираются расстаться, – начинает ломаться. Был случай, когда баян упал на пол с кресла, хотя я всегда слежу за тем, чтобы он устойчиво стоял.

– Вы сказали, что музыка имеет женский характер. А чей характер имеют ваши инструменты?

– У меня всегда были парни (смеется). Когда прихожу на фабрику, чтобы выбрать новый инструмент, попадаются и девушки. Однако с парнями легче работать.