7 ноября в зале ОГАТ имени И.С. Тургенева большим концертом в двух отделениях Орловская государственная филармония объявила о закрытии IX-го Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень». Фестиваль проходил более месяца на концертных площадках города и области и принимал гостей из Москвы, Нижнего Новгорода, Германии и, впервые в истории фестиваля, из США.

Дирижёр Жан-Пьер Рене Шмитт и саксофонист Хавьер Овьедо приехали в Орёл заранее, чтобы подготовить программу с Орловским губернаторским симфоническим оркестром и …очаровали всех! Профессионалы высокого уровня, американские музыканты сразу нашли общий язык с орловскими артистами, и это был язык МУЗЫКИ (во время репетиций даже отпала необходимость в переводчике).

К приезду гостей программу с оркестром разучил художественный руководитель и главный дирижёр Орловского симфонического Василий Шкапцов. Жан-Пьер Шмитт выразил удовольствие от состояния и профессионального уровня наших музыкантов, а оркестрантов, в свою очередь, покорила манера дирижирования Жан-Пьера: очень мягкая, понятная, точная, корректная, довольно сдержанная по жестам, но весьма эмоциональная по внутреннему состоянию. «Beautiful music, beautiful…» – часто повторял он, и перевод был не нужен – достаточно было видеть лицо маэстро. Он легко добивался нужного звучания, благодарил за понимание его трактовки произведений, следование ее нюансам (его воздушные поцелуи ещё долго мы все будем вспоминать с улыбкой). Это человек, который всецело посвятил себя МУЗЫКЕ, служит ей и несёт её в мир. Музыкальное образование Жан-Пьер Шмитт получил в консерваториях Версаля, Парижа, Кретей. Брал частные уроки у великого французского дирижёра Жана Фурнье, дирижировал многими оркестрами и камерными ансамблями Франции и США, основал Франко–Американский оркестр, является соучредителем и дирижёром духового оркестра The New York Wind Symphony, выступал в известнейших залах мира.

Все орловские филармонисты с нетерпением ждали прихода Хавьера Овьедо, первых звуков его инструмента. Заранее искали его записи в Интернете. Не разочарует ли? Первая репетиция…

И, распахнувши двери чудесам, –
Как влажный ветер, шевелящий дюну, –
Он, саксофон приблизивши к устам,
В раскрытый клюв легко и нежно дунул…

(Я. Белинский)

Нежность, страсть, сочный, сильный, ровный, как льющееся золотое масло, звук, прекрасная техника, – все это не самоцель, а только лишь средство передать музыку, чувства!.. Все это вызвало бурные аплодисменты российских оркестрантов! Овьедо улыбнулся и от внешней суровости ничего не осталось: обаяние, трудолюбие и безграничная любовь к музыке, — вот слова, которыми можно охарактеризовать личность саксофониста из Америки. Как солист многих оркестров, основатель духового оркестра, участник квартета саксофонистов, управляющий директор и исполнитель группы, специализирующейся на новой и редко исполняемой музыке Хавьер Овьедо пересёк с концертами все США, гастролировал во многих странах. Истории саксофона посвящён ряд музыковедческих исследований Овьедо. Он известен и как прекрасный педагог. Он выступал в знаменитых концертных залах мира, знакомя зрителей с великой и малоизвестной классикой саксофонного репертуара.

Программа, выбранная американскими музыкантами для концерта, была новой для нашего оркестра. Впервые прозвучали произведения Гектора Берлиоза, Клода Дебюсси, Луи Майера, Эдварда Элгара, Боцца. Программа была сыграна очень достойно, непривычно мягко и красочно, поистине импрессионистично. Великолепное пианиссимо заставляло замирать зал. Зыбкие тремоло трепетали, как крылья вольной птицы на ветру, а легкие, точные пассажи струнных и деревянных духовых и были этим ветром. Скажете, увлечение красивостями? Вовсе нет. Мне, скорее, не достаёт слов описать все услышанное вечером 7 ноября.
Воспользуюсь словами Жана Кокто:

«Это архитектура, которая отражается, колышется в воде.
Это облака, которое нагромождаются и распадаются.
Это засыпающие ветви, дождь на листьях.
Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но всё это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли, наконец, того, кто смог их выразить».

Без пафоса, без привычного бурного финального аккорда, на чувственных полутонах прошёл этот концерт. И это добавило новые краски в жизнь нашего оркестра, показало новые возможности коллектива.

«Никакие кризисы – настоящие или придуманные, – не могут помешать звучанию музыки. Никакие политические недоговорённости не должны заставить молчать музыку, которая несёт мир и любовь в нашу жизнь», – вот суть короткого выступления маэстро Шмитта перед концертом. А ещё, после недели работы с оркестром в зале филармонии, он произнёс слова, которые мы устали говорить: « Оркестру необходим свой зал…»! Спасибо, маэстро. Спасибо зрителям, которые бурно поддержали эту речь. Немного грустно расставаться. Но у нас остаются фотографии на память и «…beautiful music, beautiful music». А, может быть, новые встречи?!