Не подумайте ничего плохого – так называлось последнее произведение концертной программы, завершающей 72-ой сезон Орловской государственной филармонии. Сезон 2010-2011 годов был интересным и завершить его хотелось достойным концертом.

Как всегда, на выступлениях Орловского губернаторского симфонического оркестра зал ОГАТ имени И.С. Тургенева заполнен до отказа. Много знакомых лиц – это наши постоянные слушатели, которые не пропускают ни одного концерта и считают своим долгом выразить своё мнение, поделиться впечатлениями. Выход на сцену художественного руководителя и дирижёра оркестра вызывает продолжительные аплодисменты – Василий Шкапцов пользуется заслуженным уважением в городе.

Первое отделение концерта было посвящено 150-летию А.С. Аренского – композитора, который сегодня не очень хорошо знаком широкой публике. Что там говорить, если сам Н.А. Римский-Корсаков, его мудрый учитель, умный и доброжелательный человек написал о нём, что «…забыт он будет скоро». К счастью, учитель ошибся. Музыка Аренского – словно светлый, прозрачный, тонкий ручей прошла незамутнённой через весь XX век и со всеми неуловимыми, мягкими, грациозными изгибами мелодий и гармоний, очень живой и симпатичной вошла в век XXI-ый. Его музыка всегда располагала к себе слушателя мелодической щедростью и красотой, простым и ясным языком, доступным любой аудитории, а образная атмосфера его произведений оставалась непременно лирической при очень искренней и выразительной манере высказывания. Но вряд ли в истории русской музыки отыщется имя композитора, чей творческий путь так соответствовал бы образу «свободного художника». Богато одарённый, обладавший великолепным музыкальным чутьём, получивший прекрасную профессиональную школу А.С. Аренский, к сожалению, оказался подвержен всем изъянам и излишествам артистического пути. Тем не менее, наследие композитора – многообразно и достаточно обширно.

В память о композиторе концерт открылся произведением, с которым А. Аренский последний раз в своей жизни выступил перед публикой как дирижёр – с Вариаций для струнного оркестра на тему легенды П. Чайковского «Был у Христа-младенца сад». Нежность, чистота и любовь, сокрытые в этой музыке, были вполне переданы оркестром. Произведение оказалось очень удачным для начала концерта, когда хочется растопить души слушателей, дать возможность открыться навстречу красоте.

Сюита из балета «Египетские ночи» окутала нас поистине пряным ароматом. Яркость, даже нарядность звучания, изобилие мелодий с восточной интонацией… Когда-то П.И. Чайковский обращался с просьбой к Н.А. Римскому-Корсакову – включить произведения А. Аренского в программу выступления симфонического оркестра, предлагая взамен снять своё сочинение. Невольно мы выполнили просьбу П. Чайковского: целый час мы наслаждались музыкой А. Аренского, но (редкий для нас случай!) – мы нарушили традицию и в большой концерт не включили произведения П.И. Чайковского.

Последние 10-15 лет в мире наблюдается необычайный всплеск интереса к музыке аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. «Великий Астор» – именно так называют его на родине. И это действительно так, ведь он сумел в своей музыке выразить глубинную суть танго, его эмоциональную пронзительность, романтический накал, граничащий с эротизмом. Произведения Пьяццоллы поистине завораживают своей чувственностью.

В марте этого года исполнилось 90 лет со дня рождения композитора. Зрители с нетерпением ожидали II-го отделения концерта, в котором был заявлен Концерт для бандонеона с оркестром «Аконкагуа» («Aconcagua») А. Пьяццоллы. Солировала аккордеонистка, Лауреат международных конкурсов Мария Власова – «одна из талантливых исполнителей-аккордеонистов молодого поколения российских музыкантов-виртуозов, ярко заявивших о себе в начале XXI века» (высказывание «патриарха» отечественного баяно-аккордеонного исполнительства, профессора Фридриха Липса), а для нас – очаровательная, изящная, умная, с поцелуем Божьим на челе и такая эмоциональная на сцене. В третий раз Мария Власова приезжает в Орёл. Концерты – сольный, в дуэте с домрой и кларнетом – не оставили равнодушными слушателей. К Концерту «Аконкагуа» можно было бы отнести слова Д. Шостаковича, адресованные музыке Г. Свиридова: «Нот мало, а музыки много». Здесь ещё много чувства, чувственности, чувствований, недосказанности и ещё чёрт-знает-чего, отчего сердце начинает биться в сложных пьяццоловских ритмах. А взволнованно-лиричное, порой взрывное соло аккордеона запомнилось всем нам своей искренностью и подлинной виртуозностью.

Браво, Маша!

В заключение концерта – сюита А. Хачатуряна из балета «Спартак». Это – «золотой фонд», беспроигрышный успех любого концерта. Музыка говорит сама за себя. Знаменитое пленительное «Адажио» и «Заключительная вакханалия» не отпустили от себя ни публику, ни музыкантов… и, конечно, был бис! Темп, заданный ударными инструментами в «Лезгинке» А. Хачатуряна, казалось, невозможно было выдержать! Но какой-то азарт охватил оркестрантов – всё было выиграно ровно, чётко, с блеском, зрительный зал только и успел единодушно выдохнуть: «Ах!»

Сезон закрыт. Хотелось бы произнести слова благодарности нашим музыкантам и зрителям за их непростое служение Музыке. А уже на за горами 19 сентября и открытие очередного, 73-го концертного сезона Орловской государственной филармонии.

До встречи, дорогие друзья!