Московский пианист и педагог Святослав Хитёв хорошо известен орловским слушателям. Он уже несколько раз приезжал к нам в город с сольными концертами, его интерпретации произведений Бетховена, Брамса, Прокофьева запомнились нам сдержанной глубиной, отсутствием «внешних» эффектов, точным следованием авторскому тексту и замыслу. Дважды он аккомпанировал приезжавшим с ним московским солистам: скрипачу Алексею Черкасову (БСО, ныне – солист симфонического оркестра г. Берген, Норвегия) и баритону Дмитрию Гриних (уроженцу г. Клинцы Брянской области, педагогу Московского государственного гуманитарного и Международного Славянского институтов). И оба раза пианист, на наш взгляд, показал себя на редкость чутким партнером, ведущим совместное музыкальное повествование внимательно и надёжно.

Немного о концертанте: пианист родился 4 декабря 1975 года в Сибири, в г. Омске. В 2000 году Святослав окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных в Москве по классу специального фортепиано у профессора В.М. Троппа. По окончании вуза С. Хитёв стажировался в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского у знаменитых профессоров – В.В. Кастельского, С.Л. Доренского и П.Т. Нерсесьяна.

Музыкант является Лауреатом международных конкурсов: II-го Международного конкурса имени А.Н. Скрябина в Москве (2000 г., IV премия) и VIII-го Международного конкурса пианистов в Андорре (2002 г., I премия).

В настоящее время Святослав Хитёв преподает в Российской Академии музыки им. Гнесиных и ведет активную концертную деятельность, гастролируя по городам России, ближнего и дальнего Зарубежья (Барселона, Андорра, Сан-Пол, Миннеаполис, Индианаполис, Чикаго, Де-Мойн, Сеул). Святослав регулярно проводит фортепианные мастер-классы в Сеуле, Омске, является членом жюри Международного конкурса пианистов «Вдохновение» в Волгодонске Ростовской области, Открытого конкурса юных пианистов Сибири имени М.А. Апехтиной и конкурса юных исполнителей имени В.Г. Шебалина в Омске.

Концерт в Зале Орловской государственной филармонии 28 января был посвящен трем великим именам: Шопену, Шуману и Брамсу.

Исполнение Святославом Хитёвым последней из написанных Ф. Шопеном сонат – си-минорной №3 ор.58 было ярким и убедительным. Первая часть (Allegro maestoso), соединяющая в себе драматическое начало с фрагментами возвышенного лиризма, была сыграна «на одном дыхании», крепко и цельно. Скерцо (II часть) запомнилось почти безупречной техникой «сверкающих» пассажей, проникновенным звуком срединного эпизода. Третья часть сонаты (Largo) была сыграна Хитёвым благородно и просто, неспешная череда прекрасных романтических образов давала возможность ощутить все многообразие эмоционального контекста музыки – от легкой печали до высокой героики. Страстно и технично был сыгран пианистом Финал сонаты (Presto, non tanto), что поставило достойную «точку» в этой шопеновской «симфонии» для фортепиано.

Думается, что особое удовольствие зрители получили от исполнения Святославом Хитёвым «Детских сцен» Роберта Шумана, ор.15. Цикл был написан Шуманом в 1838 году, и по общему мнению является одним из лучших фортепианных произведений композитора. Миниатюры, входящих в цикл – своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Надо заметить, что «Детские сцены» – не цикл «для детей» подобно знаменитому «Детскому альбому» П.И. Чайковского. Скорее, это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл – «…отражение прошлого глазами взрослого и для взрослых». Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнять его под силу только весьма зрелому пианисту. На наш взгляд, исполнение «Детских сцен» С. Хитёвым было чрезвычайно достойным. Просто и мечтательно прозвучала миниатюра «О чужих странах и людях», наивно-торжественно – «Забавная история», легко и стремительно – «Игра в жмурки», лирично и воодушевленно – «Просящее дитя» и «Полное удовольствие». Весомо прозвучало «Важное происшествие», мягко и ритмически свободно – знаменитые «Грезы» (столь знакомые всей стране по ритуалу Реквиемов Памяти и возложения венков!..). «У камина», «Верхом на палочке», «Почти серьезно», «Пугание», «Засыпающий ребенок» и «Поэт говорит» — все это было сыграно интеллигентно, неброско, тонко, романтично и искренно.

В этом же исполнительском ключе, соединяющем строгость и доверительность лирического высказывания, пианистом были прочтены четыре фортепианные пьесы одного из последних опусов (№119) Йоханнеса Брамса. Изысканно и просто написанные, эти три Intermezzo и одна Rhapsodie, являющиеся последним сочинением Брамса для фортепиано соло, были также просто и изысканно исполнены нашим концертантом.

Наградой музыканту были длительные и восторженные аплодисменты переполненного зрительного зала.

Эпилог

Известный в советское время поэт Михаил Светлов говорил, что «…все взрослые – дети, только разного возраста…», и эта мысль неотступно сопровождала меня во время концерта. По-детски искренней и по-юношески порывистой была звучащая в этот вечер музыка. Трогательно-простой, скромной, сдержанно-глубокой и бережной – творческая манера музыканта. А удовольствие, полученное от концерта, вызывает стойкое желание как можно чаще возвращаться к по-детски чистому роднику музыки, питаемому душами великих композиторов и существующему благодаря искусству замечательных музыкантов.