22 мая в Зале филармонии пройдет «крайний» (ну не последний же!) концерт проекта «Jazz Lab» с Антоном Котиковым во главе. На этот раз наш земляк привезет к нам в город поистине легендарных музыкантов – новосибирского композитора Романа Столяра (фортепиано, флейты) и московского контрабасиста Игоря Иванушкина. Приведенные ниже материалы и ссылки помогут орловским любителям джазовой музыки познакомиться с концертантами заранее.

Роман Столяр

Роман Столяр родился 6 декабря 1967 г. в Новосибирске, в семье инженеров. Первый опыт соприкосновения с музыкой получил в музыкальной школе, куда был определён родителями согласно моде 70-х. После получения среднего образования поступил в Новосибирский электротехнический институт, однако под воздействием растущего интереса к джазу и музыкальному авангарду оставил обучение физике и в 1989 г. поступил на эстрадное отделение Новосибирского музыкального колледжа в класс Игоря Дмитриева. К этому времени он участвует в различных джазовых составах, активно выступает в новосибирском кафе «Джаз-Форум». В 1990 г. совместно с барабанщиком Михаилом Вольфовичем основал дуэт новоджазовой музыки, к которому позднее присоединился саксофонист Андрей Турыгин. В таком составе в январе 1991 г. трио совершило гастрольную поездку на Гавайи в рамках советско-американского проекта «ALOHA». В том же году после досрочного окончания колледжа поступил на факультет композиции Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки (класс Юрия Юкечева, впоследствии у него же закончил ассистентуру-стажировку в 1999 г.). С этого периода совмещает деятельность концертирующего джазового музыканта и композитора, работающего в различных жанрах.

Как исполнитель и автор музыки Роман Столяр участвовал в новоджазовых проектах «NEW GENERATION» (совместно с Владимиром Тимофеевым, Сергеем Беличенко и Дмитрием Аверченковым) , «ALTER EGO» (в дуэте с А. Турыгиным), SHANTI (совместно с вокалисткой Еленой Силантьевой) и TRIGRAFICA (совместно с Михаилом Сергеевым и Вячеславом Муриным), в импровизационном трио DOTS & LINES (совместно с Ильёй Белоруковым и Андреем Поповским), выступал в дуэтах с саксофонистом Леонидом Сендерским и вокалисткой Викторией Чековой. Тесно сотрудничает с вокальным ансамблем Павла Шаромова (для него написаны три кантаты, «Месса-Апокриф» и также ряд аранжировок). Принимал участие в фестивалях BREAK XXI в Любляне (Словения, 1999), 4Jazz Fest в Лодзи (Польша, 2002), «Два дня и две ночи новой музыки» (1998) и «Искусство импровизации в современном мире» (1999 и 2001) в Одессе (Украина), в работе Конференции по интуитивной музыке в Рюдме (Дания, 2001), в концерте Лондонского коллектива музыкантов (2002), в конференции «Музыка без границ» в Варне (Болгария, 2003 и 2009), в фестивалях и концертах джазовой и современной музыки в городах России, Казахстана, Киргизии, Литвы, Латвии, Молдовы.

Роман Столяр сотрудничал со многими известными музыкантами-импровизаторами –  среди них Доминик Дюваль, Уильям Паркер, Марко Энеиди, Оливер Лейк, Винни Голиа, Сьюзен Аллен, Стивен Нахманович, Эд Сарат, Таня Калманович, Эндрю Бишоп (США), Мартин Кюхен (Швеция), Пени Чандра Рини (Индонезия), Рафаэль Судан (Швейцария), Ге-Сук Йо, Ханес Шюттлер, Хайнц-Эрик Гёдеке (Германия) и многие другие. Концертная и педагогическая деятельность Романа Столяра была в разные годы поддержана международными культурными фондами – институтом «Открытое общество», фондом «Открытый мир» при Библиотеке Конгресса США, Европейским культурным фондом, американскими культурными организациями Trust for Mutual Understanding и CEC ArtsLink.

Будучи активным пропагандистом импровизационной музыки, Роман Столяр ведёт широкую педагогическую деятельность, проводя мастер-классы и семинары по индивидуальной и коллективной импровизации. В родном Новосибирске им основана Лаборатория импровизационной музыки – серия мастер-классов по современной импровизации для всех желающих. Кроме того, он проводил подобные мероприятия в консерваториях Москвы, Санкт-Петербурга, Кишинёва и Алма-Аты, в Норильском музыкальном училище, Казанском университете культуры и искусств, учебно-методических центрах Красноярска и Томска. Его репутация одного из ведущих специалистов в области преподавания импровизации подтверждена проведением импровизационных семинаров в зарубежных учебных заведениях – в Калифорнийском институте искусств (CalArts), на факультете джаза и импровизации Мичиганского университета, в Нью-йоркской Новой школе классической музыки Mannes College, музыкальной школе Pays-d’Enhaut в Шато-д’Э (Швейцария), Консерватории Версаля (Франция). Выпущенная петербургским издательством «Планета музыки» книга Романа Столяра «Современная импровизация: практический курс для фортепиано» стал первым российским учебным пособием по свободной импровизации.

Композиторский стиль Романа Столяра характеризуется стремлением к соединению компонированного и импровизационного в рамках одного сочинения (Концерт для джаз-оркестра, камерная кантата «Jabberwocky»), тяготение к полистилистике (кантата «The Gospel»). Некоторые композиций предполагают звучание электронной фонограммы одновременно с живыми исполнителями («Песни времён года», CREDO RS, MISSA APOKRYPH) или являются чисто электронными (музыка к балету «Без Дон-Жуана», написанная для Театра современного танца Натальи Фиксель). В числе работ для театра — два мюзикла, созданные по заказу театра-студии «SMILE», музыка к двенадцати спектаклям, поставленным в театре «Глобус», музыкальным руководителем которого Роман является с 2000 г.

С 1991 г. Роман Столяр преподаёт в Новосибирском музыкальном колледже, для которого разработал авторский курс «Теоретические основы джазовой импровизации». С 1992 г. он является постоянным аккомпаниатором в ежегодной Летней школе современного танца, работал с педагогами Колином Коннором (США), Рэндаллом Скоттом (Голландия), Тобьёрном Стернбергом (Швеция), английскими хореографами Нельсоном Фернандесом, Кристин Картер, Верити Индж, Мариной Коллард и другими.

Роман Столяр – член Союза композиторов России и Международной ассоциации джазовых школ, член Консультативного совета Международного общества импровизационной музыки. Его деятельность по пропаганде импровизационной музыки поддержана грантами Института «Открытое Общество», Европейским культурным фондом, фондом Trust fro Mutual Understanding, Американскими Советами по культуре и фондом CEC ArtsLink.

Музыка Романа Столяра издана на лейблах «Ermatell Records» (Новосибирск), «Electroshok Records» (Москва), «SoLyd» (Москва), «Cadence Jazz Records» (США), «Intuitive Records» (Дания) и «Ayler Records» (Швеция).

Игорь Иванушкин