8 октября в Зале Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева Орловская филармония открыла очередной, 74-ый концертный сезон, а также – юбилейный X региональный Фестиваль искусств «Орловская музыкальная осень».

Концерт (по крайней мере, его первое отделение) был посвящен 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Увертюра П.И. Чайковского «1812 год» была сыграна Орловским губернаторским симфоническим оркестром под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Василия Шкапцова собрано, «крепко», эмоционально. Противопоставление Чайковским знаменитой «Марсельезы» (лейттемы французского нашествия) и русских народных мелодий вкупе с православными церковными напевами и гимном «Боже, царя храни!» («русское воинство») было раскрыто дирижером и оркестром ярко и убедительно, разработочные эпизоды шли «по нарастающей», музыкальное развитие увертюры отличалось ясностью и логикой.

Следом за увертюрой была сыграна и спета кантата П.И. Чайковского «Москва», написанная композитором по заказу Коронационной комиссии в 1883 году к восхождению на престол императора Александра III. Вот что писал сам Петр Ильич по поводу этой кантаты: «…Работы мои, вызванные предстоящими торжествами коронации, идут столь успешно, что скоро я от них буду совсем свободен. Мне очень помогло то обстоятельство, что слова кантаты, написанные Майковым, очень красивы и поэтичны… вся пьеса глубоко прочувствована и написана оригинально. В ней есть свежесть и искренность тона, давшая и мне возможность не только отделаться от трудной задачи кое-как, лишь бы было соблюдено приличие, но и вложить в мою музыку долю чувства, согретого чудесными стихами Майкова». Интересен и тот факт, что после исполнения кантаты (и еще одного сочинения – марша) Коронационная комиссия известила Чайковского, что за работу ему, по распоряжению царя, подносится подарок в 1500 рублей. К большому разочарованию композитора, это был не гонорар, а именно подарок – перстень с бриллиантами. Нуждаясь в деньгах, Чайковский заложил его в Кредитном обществе, получил ссуду в 375 рублей и тут же потерял и деньги и квитанцию, оставшись, как писал он к Надежде фон Мекк, «…ни с чем».

В исполнении кантаты, помимо оркестра, участвовали два хоровых коллектива – Орловский губернаторский камерный хор «ЛИК» и Академический хор Орловского музыкального колледжа, руководимые Заслуженными работниками культуры Дмитрием Коваленко и Раисой Анохиной. Творческий союз профессионального коллектива с училищным хором длится уже несколько лет, что, безусловно, радует любителей музыки. С одной стороны, хоровой массив обретает на сцене объем и плотность звука, а с другой – творческая молодежь имеет возможность в «боевой обстановке» поучиться у более опытных певцов профессиональным навыкам, реально ощутить на практике всю прелесть и сложность хорового дела. Исполнение хоровых номеров кантаты было достаточно убедительным, слаженным, эмоционально ярким. Удачно показали себя и солисты – Александр Митин и Юлия Гарбуз, их пение отличалось энергетикой и патриотическим пафосом.

Во втором отделении Орловский губернаторский симфонический оркестр представил на суд зрителей свою новую работу – Третью симфонию Камилла Сен-Санса («Органную»). Музыке этого сочинения присущи яркий романтизм, изысканность гармонического языка и оркестровки, некоторая причудливость формы. Можно сказать, что оркестру, в целом, удалось справиться с многочисленными трудностями этого сочинения (большое количество сольных эпизодов у всех групп оркестра, контрастная динамика, темпы, ансамблевые сложности и т.п.), более того – ощущение от исполненной музыки было, по утверждению слушателей, – свежим и радостным.

Заслуженной благодарностью исполнителям стали долгие и звучные овации зрителей, а также эмоциональные крики «Браво!». Нам остается только присоединиться к этим возгласам!