Ещё не утихли в памяти отзвуки Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень» и аплодисменты его завершающего концерта, как филармония вновь пригласила гостей в свой камерный зал. Был объявлен «Вечер классического вокального дуэта». От латинского – duo, по-итальянски – duetto, т.е. «ансамбль из двух исполнителей». Мы знаем, что хороший дуэт становится украшением любой программы, а здесь два отделения ансамблевого пения! И зрители отозвались, пришли, несмотря на очень насыщенную концертную жизнь города в последние месяцы, на то, что по телевизионной программе в этот вечер был концерт «Памяти Муслима Магомаева».

Когда зародились дуэты? Может быть, еще в древние времена, как подражание перекличкам певчих птиц или пастушеских рожков? Как робко, деликатно вошли они в профессиональную музыку XVII в., как менялись с развитием оперы в XVIII в., как достигли расцвета в камерной вокальной музыке в XIX в, как захватили власть в комической опере (оперетта стала просто немыслима без дуэтов-диалогов) – всё это можно было проследить в концерте Дипломанта Всероссийских конкурсов вокального дуэта «Отражение».

Хороший вокальный дуэт означает не только согласованность исполнения, слияние голосов, общность понимания произведения – исполнители дуэта должны одинаково думать, чувствовать, дышать, темпоритмы жизни должны совпадать, сердца должны биться в унисон. Это должны быть родственные души и, конечно, идеальный вариант, если это – сёстры, как в случае с дуэтом «Отражение». Лучше названия для этого ансамбля трудно придумать: сёстры-близнецы Ангелина и Полина Васины друг для друга – как отражение в зеркале, таким же идеальным отражением порадовали и их голоса. Полное слияние даже в самый трудный интервал для вокалистов – унисон!

Певицы пригласили своих слушателей в «Музыкальное путешествие по Европе», которое началось, конечно же, с родины оперы – Италии. Произведения Дж. Каччини, Г. Доницетти, Дж. Россини, Л. Денца продемонстрировали разные этапы развития и стили Итальянской вокальной музыки.

В концерте принимала участие пианистка Дипломант международного конкурса Мария Шкалевич, которая продолжила увлекательное «путешествие», пригласив слушателей в Польшу, обаяв нас исполнением Ноктюрна (cis-moll) и Вальсом №7 Ф. Шопена. Мазурки Шопена были в своё время очень популярны, и неудивительно, что родился цикл мазурок для голоса и фортепиано в переложении знаменитой Полины Виардо (имя музыканта, сделавшего переложение для дуэта голосов, осталось неизвестным). Так что в Польше слушатели задержались ещё ровно на «одну мазурку». Изысканная и утончённая Франция встретила нас музыкой К. Сен-Санса, Р. Ана и Ж. Массне.

После небольшого антракта Ангелина и Полина Васины обратились к музыке Австрии и Германии, а это, конечно, В.А. Моцарт! Дуэт Марцелины и Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро» прозвучал чрезвычайно изящно и остроумно. Артистки «угостили» нас и музыкой другого великого композитора – Феликса Мендельсона, которого по праву называют «Моцартом XIX столетия» (два дуэта на стихи Г. Гейне).

Далее – Венгрия, небольшая страна, давшая миру большие имена Й. Брамса и Ф. Листа. И сразу в исполнении дуэта поменялся стиль, «прикосновение» к звуку, даже манера держаться на сцене. Ноктюрн «Грёзы любви» Ф. Листа прозвучал в исполнении Марии Шкалевич очень поэтично, выразительно с большим воодушевлением. Думаю, этому способствовал и приём публики – очень тёплый, искренний.

И в завершение концерта – возвращение на родину, обращение к русской музыке. Романс М. Глинки на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды» сделал это возвращение очень радостным, так как этот романс знает и очень любит наша публика, не устаёт просить исполнить его ещё и ещё раз. Романсы А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского продолжили это путешествие-наслаждение.

В завершение была объявлена песня А. Гречанинова с таким детским названием «Ай, ду-ду!». У неё своя история… В 2005 году одна из алмазных компаний выкупила рукописи А.Т. Гречанинова и передала их в дар Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в которой учились сёстры Васины. В честь этого был устроен большой концерт, на котором девушки исполняли несколько произведений из цикла «Детские песни». С уверенностью можно сказать, что это произведение прозвучало в Орле впервые.

Русская пословица говорит: «Коль душа коротка, протяжной песни не спеть». А душа после музыки, звучавшей в этот вечер, – оттаивает, становится добрее и восприимчивее к красоте. Были на этом концерте и возгласы «Браво!», и неоднократные вызовы певиц, и исполнение «на бис», но самыми дорогими стали тёплые слова зрителей после концерта, просьба ещё и ещё приглашать к нам в город талантливых исполнителей, в том числе и потому, что: «…так надоела эта попса!»