На открытии 73-го концертного сезона и IX-го Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень» 19 сентября с.г. «карнавальное» настроение ощущалось уже в фойе театра имени И.С. Тургенева: встречи постоянных слушателей филармонических концертов, программки, похожие на осенние листья (к слову сказать, недорогие и всегда подробные, содержательные), «молодой шум» на балконе театра.

Концерт был посвящён двум композиторам, их особым датам – 170-летию со дня рождения Антонина Дворжака и 200-летию со дня рождения Ференца Листа. Увертюра «Карнавал» А. Дворжака в исполнении Орловского губернаторского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр – Василий Шкапцов) поддержала общее настроение и пообещала праздник. Некоторая карнавальность проявилась и в чередовании номеров концерта: после светского танцевально-языческого ликования – фрагмент Мессы D-dur А. Дворжака в исполнении Орловского губернаторского камерного хора «ЛИК» (художественный руководитель – Заслуженный работник культуры России Дмитрий Коваленко), который приподнял всё действо над обыденностью и суетой. «GLORIA» («…Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!..») прозвучала так красиво, что хотелось как можно дольше оставаться в этой благости. Но карнавал есть карнавал, и ещё одна ипостась творчества великого чешского композитора ожидала слушателей – инструментальный концерт.

Поучаствовать в открытии фестиваля «Орловская музыкальная осень – 2011» приехал музыкант, чьё имя входит в элиту молодого российского исполнительства, московский скрипач Станислав Малышев – Лауреат многочисленных международных конкурсов, первый исполнитель ряда произведений современных композиторов, участник многих российских и зарубежных фестивалей. Мы готовы были изумляться и восторгаться, но… к сожалению, чуда, пожалуй, не произошло, не случилось. Внезапная ли замена исполнителя (еще за неделю до концерта все ждали солиста «Виртуозов Москвы» Алексея Лундина), недостаток ли совместных с оркестром репетиций… Нет, все было хорошо, местами – даже очень, но в целом мы ожидали от талантливого скрипача немножко большего – большей яркости, смелости, убедительности. Думаем, что всё это непременно проявится в будущих орловских выступлениях музыканта, ведь теперь наши слушатели будут ждать в гости Станислава Малышева с его уникальным ансамблем «Студия новой музыки», существующим при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и специализирующегося на современной, новаторской и экспериментальной музыке.

Музыку Ференца Листа ждали. Произведения великого австро-венгерского композитора пока не звучали в исполнении нашего оркестра (кроме его «Прелюдов»). К сожалению, исполнение Орловским губернаторским «Мефисто-вальса» было чрезмерно «сглаженным» и эмоционально вялым. Так что всего того, что, как правило, имеют в виду под словом «Мефисто», публика в этом произведении, пожалуй, недополучила.

Блестящей кульминацией концерта стало выступление пианистки, Лауреата международных конкурсов Светланы Кудиной (г. Минск). Причем кульминацией, не рассчитанной специально, а получившейся точно по «точке золотого сечения» – в конце третьей четверти формы. Светлане было очень приятно открывать фестиваль в городе своей юности, а нам – приятно, что в потоке активной концертной деятельности в России и за её пределами Светлана не забывает Орёл и умеет его радовать. Блестящий концерт №1 Es-dur Ф. Листа с его феерически-карнавальной сменой настроений, перевёртышами лейтмотивов прозвучал ярко, по-листовски виртуозно. Пианистка в полной мере заслужила тот шквал аплодисментов, восторгов, цветов, поцелуев, которыми её наградили на сцене и за кулисами. Доля этого счастья досталась и родителям Светланы – известным в Орле музыкантам Олегу Дмитриевичу и Елене Генриховне Новиковым.

Знаменитая «Венгерская рапсодия» №2 Ференца Листа, сыгранная звучно, на подъеме, завершила концерт.

Открытие концертного сезона и осеннего музыкального фестиваля, несмотря на некоторые издержки, присущие «живому» исполнению, все равно получилось замечательным, ярким и разнообразным. Так что – «Браво!» всем тем, кто вложил в этот концерт сердце, ум и талант, а также всем тем, кто согрел его своим присутствием, вниманием и аплодисментами.