Павел РайкерусИменно так, с большой буквы, можно говорить об услышанном 11 мая в зале Орловской государственной филармонии. Впечатления от выступления пианиста Павла Райкеруса самые восторженные.

Гордость фортепианной школы Санкт-Петербурга, Лауреат престижных международных конкурсов, ученик А.М. Сандлера хорошо известен Орловским любителям музыки и его выступления всегда собирают многочисленную аудиторию.

Концерт условно был разделён на две части – русскую и зарубежную. «Гондольера» А. Рубинштейна, «Раздумье» и «Русское скерцо» П. Чайковского прозвучали очень «по-питерски» – сначала чуть-чуть отстранённо, как бы от третьего лица, как бы невзначай вовлекая в плен своего восприятия, покоряя глубоким, точным, сочным, сильным звуком, затем – окончательно и бесповоротно владея чувствами, эмоциями слушателей, когда уже полностью отдаёшься и плеску волн, и раздумьям и зловещей скерцозности наотмашь правдивого русского Петрушки. С этими часто исполняемыми произведениями мы как будто знакомились заново, настолько оригинально и убедительно они прозвучали в исполнении Павла Райкеруса.

Пишут, что большой романтический стиль, с которым ассоциируется музыка Ф. Листа, давно вышел из моды. Пусть пишут и изощряются в своём знании моды сколько угодно. То, что мы услышали в концерте Павла Райкеруса – было просто великолепно! Бархатные колокола с отзвуками такой любимой «Ave Maria», сладкое коварство, соблазн и сила нежности в «Мефисто-вальсе» № 2, и потрясающая вершина концерта, соната h-moll – стоит над модой, над вкусами и над временем. Соната h-moll Ф. Листа – сочинение сложной одночастной структуры, – развернулась сразу, словно туго скрученная пружина. Далеко не всем музыкантам удаётся так «удержать» форму этого произведения и провести единую главную мысль через многочисленные отступления так, как это сделал Павел Райкерус – зрелый музыкант, владеющий чувствами, ведущий слушателей за собой, погружающий нас в свой мир музыкальных образов.

«На бис», как жест сердечной признательности, Павлом Райкерусом был блестяще исполнен Полонез As-dur Ф. Шопена.

Все присутствовавшие на концерте аплодировали музыканту стоя, потому что в этот вечер мы слушали МУЗЫКУ!