В.Шкапцов дирижирует оркестром орловской филармонии

Официальное закрытие Орловской государственной филармонией 75-го концертного сезона осталось в прошлом, но, как это часто бывает, память возвращается к наиболее ярким фрагментам концерта, которые хочется прослушать заново, «перечувствовать», проанализировать, переосмыслить.

Исполнение Орловским губернаторским симфоническим оркестром в первом отделении сложнейшей сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова подтвердило общее мнение о заметном увеличении художественного потенциала оркестра, росте его технической оснащенности, исполнительской гибкости, профессионализма. Упомянутое сочинение великого композитора, чье 170-летие мы отмечаем в этом году, представляет собой «полнометражную» программную симфонию, с делением на разнохарактерные части, объединенные общей сюжетной линией. Характерный для Римского-Корсакова прием — оформление музыкального содержания в лейтмотивном ключе — дал в оркестровой партитуре «Шехеразады» щедрую россыпь разнообразных сольных и ансамблевых эпизодов, с которыми артисты оркестра с честью справились. Особо хотелось отметить прекрасную работу первой скрипки оркестра Ирины Фоминой, не только успешно сыгравшей сложнейшие соло, но и покорившей внимание зрительской аудитории трепетным звучанием и тонкостью трактовки образа восточной красавицы — пленницы Шахрияра. В подтверждение этих слов нам хотелось бы поделиться с гостями нашего сайта фрагментом исполнения «Шехеразады» ОГСО 2 июня с. г. (часть IV «Праздник в Багдаде»).

Мы не можем не поделиться с уважаемыми любителями музыки и другим радостным впечатлением — выступлением уже знакомой орловчанам замечательной московской аккордеонистки Марии ВЛАСОВОЙ, сыгравшей с нашим оркестром знаменитую «Rhapsody in Blue» Дж. Гершвина и «Весну» из цикла «Времена года» А. Пьяццоллы. Диапазон творческой индивидуальности М. Власовой чрезвычайно широк, ей одновременно присущи рафинированная тонкость, нежная бережность и наслаждение звуком, равно как и экстремальная эмоциональность, «сочность» игры, яркость трактовок. Артистическое обаяние и музыкальность нашей московской гостьи в который раз очаровали орловских любителей музыки и доставили им не одну минуту подлинного наслаждения.

Какой же концерт без «изюминки»? Закрывая юбилейный концертный сезон, филармонические коллективы приготовили настоящий сюрприз — таким «роялем в кустах» стало исполнение фрагментов из кантаты современного валлийского композитора Карла Дженкинса «Adiemus. Songs of Sanctuary» («Песни святилища») симфоническим оркестром, камерным хором «ЛИК» и фольклорным ансамблем «Каравай». Надо сказать, что музыка К. Дженкинса остается пока неизвестной широкому российскому зрителю, хотя в последнее время интерес к ней музыкантов и любителей музыки возрастает. Стиль композиций Дженкинса, известного в недавнем прошлом джазового и рок-музыканта, можно с большой степенью вероятности определить как «симфо-этно-поп-классика». В комментарии к «Songs of Sanctuary» он говорит, что для максимального приближения к «духу корней земли» он был вынужден создать несуществующий язык, основанный на афро-, индо-, латино- и азиатских фонемах. Подобное языковой сплав в совокупности с мелодичной, повторяемой и запоминающейся музыкой, основанной на мощной перкуссионной основе (более 8 ударных инструментов!) дает поистине завораживающий эффект, вызывает в душе пульсирующие образы древних этнических обрядов… Думается, этот опыт «слияния» воедино звучания струнных, разнообразных ударных инструментов, академического вокала и фольклорного пения был для филармонических коллективов успешным, по крайней мере реакция публики это подтверждает!

Сезон окончен. Впереди — подготовка к открытию очередного, теперь уже 76-го концертного сезона и XIII Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень». Для филармонических коллективов предстоит новая, увлекательная и напряженная работа над программой большого праздничного концерта, намеченного на начало октября и посвященного не только открытию сезона и фестиваля, но и 75-летию Орловской государственной филармонии, начавшей свою историю 16 июля 1939 года.

В заключение поста — несколько слов о наболевшем.

Уже долгое время наша филармония живет не «благодаря», а «вопреки». Регулярно меняющие друг друга руководители области до сих пор решают вопрос о концертном зале для филармонии, крайне остро стоит и требует безотлагательного решения вопрос о финансовой помощи губернаторским коллективам, приобретении дорогостоящих инструментов, улучшении жилищных условий работников филармонии. Все эти (увы, и не только эти…) проблемы, известные, без преувеличения, всей общественности города и области, накапливаются год от года, спрессовываются от времени в тяжелый монолит, тормозящий и без того непростое течение артистического бытия. Есть ли надежда на изменение ситуации? Сможет, а точнее — захочет ли решать вопросы профессионального музыкального искусства команда нового губернатора, выбираемого орловчанами в сентябре этого года? Надеемся, что да.

Мы продолжаем «звонить во все колокола» о своих проблемах, но, вместе с тем, обращаемся с горячей просьбой ко всем завсегдатаям и гостям нашего сайта, ко всем любителям музыки — помогите нам своим добрым участием, напишите или позвоните в Администрацию Орловской области (перечень контактов, начиная от губернатора, есть на сайте Правительства Орловской области), акцентируйте внимание чиновников на проблемах филармонии и ее коллективов, помогите им понять запущенность филармонических вопросов, крайнюю важность их скорейшего решения, необходимого прежде всего для грядущих поколений орловчан, нуждающихся в правильном духовном «питании».

Что имеем — не храним, потерявши — плачем… Неужели для осознания всего драматизма сложившейся ситуации и понимания необходимости коренных изменений в жизни Орловской филармонии нужно всё действительно потерять?!..